logo
сборник Отечественная война 1812 г

Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)

Отечественная война 1812 г. является сложной проблемой. Она в соответствии со стандартами нового поколения изучается в 8 классе. Следует отметить, что тема изучается прямо в начале учебного года и имеет важное значение для понимания истории всего XIX века. Данная тема является весьма актуальной. На наш взгляд ее актуальность определяется не только в связи с празднованием 200-летия Отечественной войны 1812 г., но и постоянным, устойчивым и сохраняющимся интересом общества к данной проблеме. Ее актуальность определяется еще и тем, что во время событий Отечественной войны 1812 г.в период спасения Отечества от французских войск, люди проявили, массовый героизм это имеет огромное значение для населения, особенно для воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.

В 8 классе учащиеся уже способны понять те сложные исторические процессы, которые происходили начале XIX в.В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что новые стандарты требуют более конкретного рассмотрения узловых, сложных и наиболее значимых проблем более конкретного и ретроспективного их изучения. Поэтому есть смысл провести сравнительный анализ некоторых учебников, рекомендованных для учащихся 8 класса. Мы берем за основу 2 учебника. В частности учебник Зырянова П.Н. История России, XX в.:Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 256 с.: ил., карт. и учебник Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России.XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.- 288 с.:ил. Учителя имеют разные суждения по содержанию этих учебников. А наше понимание заключается в следующем.

Учебник Зырянова П.Н. предназначен для использования в 8 классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XIX века. В учебнике дан значительный материал об императорах России, видных государственных и общественных деятелях. Большое внимание уделено проблемам быта, нравов, религий, церкви, общественной мысли. Учебник раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся; обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его; облегчает усвоение и закрепление знаний; способствует реализации воспитательных целей обучения истории. Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. Что касается нетекстовых компонентов учебника, то иллюстрации даны в черно-белом цвете, вопросы и задания , документы не сопровождаются заданиями к ним. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности. В данном учебнике чувствуется их недостаток. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» приводится лишь одна схема-карта,-«Бородинская битва». Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. По выше указанной теме хочется отметить, что в содержании вопросов и заданий не наблюдается отражение событий Отечественной войны 1812г. в произведениях искусства и литературы. Ведь они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Также не наблюдаются вопросы разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

Автор следующего учебника А.Н.Сахаров - один из крупнейших специалистов по истории России XIX века и прекрасный популяризатор, написавший большое количество книг. Объективно оценивая ход исторических событий, он старается привить школьникам государственно-патриотическое понимание истории. История России открывается через судьбы людей - монархов, государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, мастеров культуры, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей. Учебник написан ярким, простым языком и отличается профессиональным отбором исторических материалов и фактов. Методический аппарат учебника содержит разноуровневые вопросы к основному тексту, вопросы к документам, характеризующим эпоху. В учебнике есть цветные карты и вклейки с репродукциями, отражающими наиболее характерные произведения искусства XIX века.

Полезная информация добывается учащимися разными способами и из разных источников. Обратимся сначала к полям учебника. На них расположены иллюстрации, подобранные точно к тексту, а также следующие рубрики: летопись – опорные даты основных событий Отечественной войны 1812 г.; портреты выдающихся личностей войны; например, медаль участников боевых действий в войне 1812 г. и знак отличия для нижних чинов «За личную храбрость». Иллюстрации имеются и внутри текста( «Бородинское сражение», «Военный совет в Филях», «Пожар Москвы в 1812г.»). Особняком стоят 2 карты: «Нашествие наполеоновской армии на Россию» и «Изгнание наполеоновской армии из России».

В учебнике имеются творческие задания; вопросы для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний; задания к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.

Вся эта точечная информация дает возможность полнее усвоить материал, а вместе с текстом составить ясное представление об истории России XIX в.

Таким образом, учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова История России для учащихся 8 класса является более приемлемым,т.к. он

- соответствует современным требованиям системы образования в целом;

- отражает ценности современного российского общества;

- имеется научный подход к изложению фактов;

-исторические факты представлены с разных точек зрения;

- содержание книги соответствует программным требованиям;

- соответствует язык и стиль изложения возрастному уровню учащихся;

-высокое качество источниковедческой базы учебного материала;

- методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями.

Однако, учителя ждут новых учебников так называемого «учебников нового поколения». В них должны быть заложены вопросы, связанные с характером войны, её местом и ролью в истории XIX века и историческим значением победы России для России и Европы в целом.

Р.Ш.Юнусова, учитель истории МАОУ «СОШ №21» (г. Стерлитамак РБ)