logo
TOiPT_Sytina

Комментарии к изучению темы

Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

Сущность процесса обучения – ни что иное, как закономерности процесса обучения, поэтому в структуре процесса обучения все связи носят закономерный характер, в сущности отражаются скрытые, глубокие процессы, внутреннее содержание, связи и отношения того или иного явления. Система целостна, если определены эти связи и отношения:

- между потребностями общества и целями образования;

- между целями образования и содержаниями образования;

- между уровнем развития науки, экономики, техники и содержанием образования;

- между деятельностью и общением;

- между обучением и развитием;

- между преподаванием и учением;

- между деятельностью учителя и реальными возможностями детей;

- между деятельностью учителя и развитием ребенка;

- между коллективом и конкретной личностью;

- между внутренними и внешними условиями развития;

- между обучением и самообразованием.

С точки зрения качества все эти связи необходимые, закономерные, существенные, повторяющиеся. Они и составляют понятие закона.

Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Это понятие философское, так как философия разграничивает понятие закона и закономерность, рассматривая закономерность как более широкое понятие.

Закономерность - совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы. Закономерности реализуются через принципы обучений. Закономерность представляет собой объективную характеристику явления, а принципы – субъективную характеристику.

Принцип - основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.

Принцип определяет общее направление движения к цели, действия и структуру деятельности.

Принципы бывают:

1) мировоззренческие: а) принцип научности; б) систематичности и системности; в) сознательности;

2) процессуальные: а) принцип наглядности (принцип единства абстрактного и конкретного); б) принцип связи обучения жизни; в) принцип активности;

3) социологические - принципы присвоения социального опыта;

4) психологические принципы - принцип положительного эмоционального фона в обучении.

5) гносеологические принципы - это принцип прочности и развития познавательных сил учащихся.

6) концептуальные принципы выступают как дополнительные, которые помогают построить процесс обучения согласно той концепции, которую выстраивает (обосновывает ) автор.