Типы и структура урока:
На уроке учитель может решать следующие дидактические задачи:
1) изучение нового учебного материала;
2) закрепление знаний , умений, навыков;
3) применение знаний, умений, навыков в стандартных и не стандартных ситуациях;
4) обобщение систематизации полученных знаний, умений, навыков.
5) проверка полученных знаний, умений, навыков.
Тип урока определяется по основной дидактической задаче, решаемой на уроке, значит существует 6 типов урока.
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок применения знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок контроля и оценки знаний.
Урок комбинированный, где решаются несколько дидактических задач равных по времени и объему.
Структура урока всегда определяется исходя из типа урока.
Тип урока определяет только основной этап на уроке, остальные этапы определяются логикой процесса усвоения знаний.
Структура урока зависит от его целей, содержания изученного материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся. Большое влияние на структуру урока оказывает также творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Следовательно, структура разнообразных уроков не может быть однотипной.
Признано целесообразным выделить в структуре урока две части: относительно постоянную, характеризующую общие для данного типа уроков элементы, и изменяемую, раскрывающую методику решения дидактических задач на каждом из основных этапов урока
Рассмотрим структуру урока:
Урок: Изучение нового материала.
1 этап:
организация начала урока:
а) организационный момент (приветствие, наличие учащихся в классе);
б) психологический настрой учащихся на урок (мотивационный этап урока).
2 этап:
проверка выполнения домашнего задания (установление правильности и осознанности в выполнении домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция).
3 этап:
подготовка учащихся к усвоению нового материала (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений).
4 этап:
усвоение (изучение нового материала)
(обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание знаний и умений связи и отношений).
5 этап:
первичная проверка понимания (установление правильности и осознанности к усвоению нового учебного материала, выявление пробелов, не верных представлений и их коррекция).
6 этап:
закрепление знаний и умений (усвоение новых знаний и умений на уровне применения в знакомой и в измененной ситуации)….
7 этап:
обобщение и систематизация знаний (формирование целостной системы знаний по теме, разделу, курсу).
8 этап:
контроль и проверка знаний (выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями).
9 этап:
подведение итогов занятия
А) во-первых, оценивание изученного материала, то есть, чему сегодня научились.
Б) во-вторых, анализ и оценка успешности достижения цели отдельных учеников.
10 этап:
информация о домашнем задании (инструктаж по его выполнению).
1,3 и 9 этапы носят инвариантный характер, так как имеют место на каждом занятии. Основным этапом является 9 этап.
Основные упущения при планировании урока:
- пропуск в структуре урока (этап подготовки учащихся к основному этапу усвоения нового материала);
- неумение отобрать содержание учебного материала на урок (какие бы методы и формы организации не отбирались учителем, поставленной цели решить не удается);
- не используется на каждом этапе урока сочетание форм организации обучения.
Структура урока по В. Бондарю :
СУМ
ОФО = ДЦ ДЗ ФОО → Р (результат)
МО
Требования к современному уроку
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса