logo
TOiPT_Sytina

Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.

Основное содержание темы: Понятие о сущности процесса обучения.

Сущность и закономерность. Процесс обучения и процесс познания, их отличительные особенности. Процесс обучения как специфическая форма познания. Теория отражения, гносеологические основы обучения, отличие процесса обучения от процесса познания. Сущностные стороны процесса обучения: двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика, социальный характер обучения, развивающий и воспитательный характер обучения и др. Структура процесса обучения и ее модель. Характеристика каждого компонента структуры. Цель как системообразующий компонент. Таксономия целей. Целеполагание. Способы постановки целей. Эффективность процесса обучения.

Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения. Проблемы целостности образовательного процесса.

Основные понятия: теоретическая модель, сущность процесса обучения, структура, элемент структуры, цель, целеполагание, таксономия целей, целостность.

Методические указания по теме: обосновать специфическую форму познания - процесс обучения, осознать понятие сущность, выявить сущностные стороны процесса обучения и их обосновать; теоретически обосновать модель структуры процесса обучения, охарактеризовать место и функции каждого элемента структуры определить понятие цель, виды целей, таксономию целей; рассмотреть способы постановки целей и провести их анализ на предмет использования в преподавании; освоить технологию постановки целей; обосновать функций и целей обучения.

Самостоятельная работа по вопросам

1. Подходы к пониманию сущности процесса обучения (историко-педагогический, дидактический, психологический, гносеологический и др.)

2. Проблемы целостности учебного процесса.

Работа с хрестоматийными материалами

1. Шиянов Е.Н., Котова Н.Б. Развитие личности в обучении.

2. Волгоградская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной педагогике.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процесс

М

Сущность процесса обучения

Понятие процесса обучения

Понятие сущности

Функции процесса обучения

одель изучения темы « Сущность процесса обучения»

Сущность процесса обучения-

руководимый или организованный Воспитательная

процесс познания

Развивающая

Сущность - философская категория,

Закономерность означающая внутреннее устройство

того или иного явления

С ущность Явление Образовательная

Сущностные стороны процесса обучения

Структура процесса обучения

Двусторонний характер

Цель (зачем?)

(Д. У. – Мотив – Д. Ученика)

Содержание (чему?)

Активный характер Процесс обучения – это образования

процесс активного,

Противоречивый и целенаправленного Деят. Мотив (как?) Деят.

развивающий характер взаимодействия между учителя учения ученика

обучающими и обучаемыми,

Социальный характер в результате которого у

обучающихся формируются: организац.

Воспитывающий характер - знание о мире; формы (где?)

- умения; обучения

Гуманистический характер - навыки

- опыт Д.; механизм

Целенаправленный характер - опыт творческой Д.; усвоения

- личностные качества.

результат