Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
Основное содержание темы: Понятие о сущности процесса обучения.
Сущность и закономерность. Процесс обучения и процесс познания, их отличительные особенности. Процесс обучения как специфическая форма познания. Теория отражения, гносеологические основы обучения, отличие процесса обучения от процесса познания. Сущностные стороны процесса обучения: двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика, социальный характер обучения, развивающий и воспитательный характер обучения и др. Структура процесса обучения и ее модель. Характеристика каждого компонента структуры. Цель как системообразующий компонент. Таксономия целей. Целеполагание. Способы постановки целей. Эффективность процесса обучения.
Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения. Проблемы целостности образовательного процесса.
Основные понятия: теоретическая модель, сущность процесса обучения, структура, элемент структуры, цель, целеполагание, таксономия целей, целостность.
Методические указания по теме: обосновать специфическую форму познания - процесс обучения, осознать понятие сущность, выявить сущностные стороны процесса обучения и их обосновать; теоретически обосновать модель структуры процесса обучения, охарактеризовать место и функции каждого элемента структуры определить понятие цель, виды целей, таксономию целей; рассмотреть способы постановки целей и провести их анализ на предмет использования в преподавании; освоить технологию постановки целей; обосновать функций и целей обучения.
Самостоятельная работа по вопросам
1. Подходы к пониманию сущности процесса обучения (историко-педагогический, дидактический, психологический, гносеологический и др.)
2. Проблемы целостности учебного процесса.
Работа с хрестоматийными материалами
1. Шиянов Е.Н., Котова Н.Б. Развитие личности в обучении.
2. Волгоградская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной педагогике.
3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процесс
М Сущность процесса обучения Понятие процесса обучения Понятие сущности Функции процесса обучения
Сущность процесса обучения-
руководимый или организованный Воспитательная
процесс познания
Развивающая
Сущность - философская категория,
Закономерность означающая внутреннее устройство
того или иного явления
С ущность Явление Образовательная
Сущностные стороны процесса обучения
Структура процесса обучения
Двусторонний характер
Цель (зачем?)
(Д. У. – Мотив – Д. Ученика)
Содержание (чему?)
Активный характер Процесс обучения – это образования
процесс активного,
Противоречивый и целенаправленного Деят. Мотив (как?) Деят.
развивающий характер взаимодействия между учителя учения ученика
обучающими и обучаемыми,
Социальный характер в результате которого у
обучающихся формируются: организац.
Воспитывающий характер - знание о мире; формы (где?)
- умения; обучения
Гуманистический характер - навыки
- опыт Д.; механизм
Целенаправленный характер - опыт творческой Д.; усвоения
- личностные качества.
результат
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса