Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
Закономерности процесса обучения | Принципы процесса обучения | Пути их реализации (правила) |
1. Единство обучения и воспитания. | Воспитание в процессе обучения в соответствии с потребностями общественного развития. | 1. Создавай условия для воспитательного влияния науки в процессе изучения предмета. 2. Показывай действительность такой, какова она есть. 3. Показывай вещи и явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывай материальные причины изменений. 4. Организовывай такие виды деятельности, которые развивали бы внимание, память, воображение, творческие и др. познавательные способности. 5. Всемерно развивай общеучебные умения и навыки. 6. Воспитывай и формируй положительные мотивации учения, интерес к знаниям. |
2. Соответствие содержания образования уровню развития науки, техники, культуры и т.д. | Принцип научности и доступности в обучении. | 1. Предлагай для усвоения прочно установленные в науке положения. 2. Переходи от близкого к далекому, от легкого – к более трудному, от известного – к новому, от простого – к сложному, от главного – к второстепенному, от общего – к частному, от конкретного – к абстрактному. 3. Учитывай индивидуальные способности личности в продуктивности учебы. |
3. Об активном характере, познавательной деятельности в обучении и воспитании. | Принцип активности, сознательности учащихся в обучении при руководящей роли учителя. | 1. Обеспечивай максимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательности творческого труда учащихся в обучении. 2.Создавай условия, заостряющие противоречие между сложившимися представлениями о том или ином предмете, явлении или процессе. 3. Учитывай индивидуальные особенности и интересы учащихся (объективные потребности общества). 4. Приобщай учащихся к коллективным формам работы. 5. Добивайся понимания учащимися целей и задач учебной работы, осознанного восприятия учебного материала. 6. Приучай учащихся анализировать собственные действия и действия своих товарищей. 7. Привлекай учащихся к формулировке правил и понятий. |
4. О всеобщей связи явлений действительности | Принцип систематичности в обучении. | 1. Предлагай и учащимся понятия и разделы для усвоения их логической связи и преемственности. 2.Учитывай достигнутый уровень учащихся и систематически используй эти знания. 3. Устанавливай содержательный центр урока и систему производных знаний и умений. 4. Чаще прибегай к кратким повторам. 5. Подразделяй материал на параграфы и подпараграфы. 6. Особое внимание уделяй способам и формам выражения своих мыслей учащимся. 7. Приобщай учащихся к самостоятельной работе. 8. Помогай учащимся понять объективно существующие связи. 9. Правильно планируй весь учебный процесс. 10. Рационально распределяй материал по урокам. |
5. Восхождение от абстрактного к конкретному (принцип диалектической логики). | Единство абстрактного и конкретного в обучении. Моделирование. | 1. Учи составлять логические структуры изучаемого материала и строить по модели 2. Организуй прямое изучение действительности посредством наблюдений, измерений, практических видов деятельности. 3. Концентрируй внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета и их взаимосвязях. |
6. Соединение обучения с производительным трудом. | Принцип связи обучения жизнью и практико-преобразовательной деятельностью учащихся. Принцип деятельностного подхода. | 1. Поощряй самостоятельность учащихся в формулировке, разрешении и определении теоретических и практических задач. 2. Учи самостоятельно подбирать примеры, выбирать новое, творческое. 3. Учи оценивать правильность применения изучаемого на практике. 4. Учи различать примеры, иллюстрирующие изучаемое. 5. Учи организовывать свою практическую деятельность на основе имеющихся творческих знаний. |
7 . Развивающий характер обучения. | Принцип прочности знаний и развитие познавательных сил учащихся. | 1. Формируй позитивное отношение к изучаемому. 2. Организуй активное участие учащихся в ознакомлении с новым материалом. 3. Выполняй закрепляющие упражнения только после проверки качества усвоения материала. 4. Организуй теоретическую и опытную проверку полученных знаний. 5. Чаще организовывай повторение и систематический контроль. 6. Развивай познавательные силы учащихся через усвоение содержания. |
8. Переход воспитания к самовоспитанию | Переход обучения в обучение. | 1. Воспитывай потребность в продолжении образования. 2. Создавай основу для занятий самообразованием. 3. Обогащай содержание обучения и усиливай интерес к учению. |
9. Преломление внешнего через внутренний мир ребенка. | Принцип положительного эмоционального фона в обучении. | 1. Создавай атмосферу доброжелательности, взаимного уважения. 2. Помогай осознавать учащимся их общественную значимость. 3. Используй произведения искусства в обучении. 4. Чаще используй игровые приемы и методы. 5. Старайся деятельность учащихся сделать более содержательной, более целенаправленной. 6. Демонстрируй детям свое полное к ним доверие. 7. Чувствуй эмоциональный настрой группы и принимай его. 8. Открыто выражай свои чувства. 9. Выступай для учащихся в качестве источника разнообразного опыта. |
10. Закон педагогического действия. | Единство индивидуального и коллективного в обучении. Принцип педагогического сотрудничества. | 1. Раскрывай перед учащимися перспективы их учебной работы. 2. Рассказывай о деятельности различных коллективов взрослых людей. 3. Воспитывай правильное поведение в коллективе. 4. Учитывай индивидуальные особенности каждого школьника. 5. «Определяй индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника» В.А.Сухомлинский 6. Выступай в роли активного участника группового взаимодействия. |
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса