logo
TOiPT_Sytina

Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации

Закономерности

процесса обучения

Принципы процесса

обучения

Пути их реализации

(правила)

1. Единство обучения и воспитания.

Воспитание в процессе обучения в соответствии с потребностями общественного развития.

1. Создавай условия для воспитательного влияния науки в процессе изучения предмета.

2. Показывай действительность такой, какова она есть.

3. Показывай вещи и явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывай материальные причины изменений.

4. Организовывай такие виды деятельности, которые развивали бы внимание, память, воображение, творческие и др. познавательные способности.

5. Всемерно развивай общеучебные умения и навыки.

6. Воспитывай и формируй положительные мотивации учения, интерес к знаниям.

2. Соответствие содержания образования уровню развития науки, техники, культуры и т.д.

Принцип научности и доступности в обучении.

1. Предлагай для усвоения прочно установленные в науке положения.

2. Переходи от близкого к далекому, от легкого – к более трудному, от известного – к новому, от простого – к сложному, от главного – к второстепенному, от общего – к частному, от конкретного – к абстрактному.

3. Учитывай индивидуальные способности личности в продуктивности учебы.

3. Об активном характере, познавательной деятельности в обучении и воспитании.

Принцип активности, сознательности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.

1. Обеспечивай максимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательности творческого труда учащихся в обучении.

2.Создавай условия, заостряющие противоречие между сложившимися представлениями о том или ином предмете, явлении или процессе.

3. Учитывай индивидуальные особенности и интересы учащихся (объективные потребности общества).

4. Приобщай учащихся к коллективным формам работы.

5. Добивайся понимания учащимися целей и задач учебной работы, осознанного восприятия учебного материала.

6. Приучай учащихся анализировать собственные действия и действия своих товарищей.

7. Привлекай учащихся к формулировке правил и понятий.

4. О всеобщей связи явлений действительности

Принцип систематичности в обучении.

1. Предлагай и учащимся понятия и разделы для усвоения их логической связи и преемственности.

2.Учитывай достигнутый уровень учащихся и систематически используй эти знания.

3. Устанавливай содержательный центр урока и систему производных знаний и умений.

4. Чаще прибегай к кратким повторам.

5. Подразделяй материал на параграфы и подпараграфы.

6. Особое внимание уделяй способам и формам выражения своих мыслей учащимся.

7. Приобщай учащихся к самостоятельной работе.

8. Помогай учащимся понять объективно существующие связи.

9. Правильно планируй весь учебный процесс.

10. Рационально распределяй материал по урокам.

5. Восхождение от абстрактного к конкретному (принцип диалектической логики).

Единство абстрактного и конкретного в обучении.

Моделирование.

1. Учи составлять логические структуры изучаемого материала и строить по модели

2. Организуй прямое изучение действительности посредством наблюдений, измерений, практических видов деятельности.

3. Концентрируй внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета и их взаимосвязях.

6. Соединение обучения с производительным трудом.

Принцип связи обучения жизнью и практико-преобразовательной деятельностью учащихся.

Принцип деятельностного подхода.

1. Поощряй самостоятельность учащихся в формулировке, разрешении и определении теоретических и практических задач.

2. Учи самостоятельно подбирать примеры, выбирать новое, творческое.

3. Учи оценивать правильность применения изучаемого на практике.

4. Учи различать примеры, иллюстрирующие изучаемое.

5. Учи организовывать свою практическую деятельность на основе имеющихся творческих знаний.

7 . Развивающий характер обучения.

Принцип прочности знаний и развитие познавательных сил учащихся.

1. Формируй позитивное отношение к изучаемому.

2. Организуй активное участие учащихся в ознакомлении с новым материалом.

3. Выполняй закрепляющие упражнения только после проверки качества усвоения материала.

4. Организуй теоретическую и опытную проверку полученных знаний.

5. Чаще организовывай повторение и систематический контроль.

6. Развивай познавательные силы учащихся через усвоение содержания.

8. Переход воспитания к самовоспитанию

Переход обучения в обучение.

1. Воспитывай потребность в продолжении образования.

2. Создавай основу для занятий самообразованием.

3. Обогащай содержание обучения и усиливай интерес к учению.

9. Преломление внешнего через внутренний мир ребенка.

Принцип положительного эмоционального фона в обучении.

1. Создавай атмосферу доброжелательности, взаимного уважения.

2. Помогай осознавать учащимся их общественную значимость.

3. Используй произведения искусства в обучении.

4. Чаще используй игровые приемы и методы.

5. Старайся деятельность учащихся сделать более содержательной, более целенаправленной.

6. Демонстрируй детям свое полное к ним доверие.

7. Чувствуй эмоциональный настрой группы и принимай его.

8. Открыто выражай свои чувства.

9. Выступай для учащихся в качестве источника разнообразного опыта.

10. Закон педагогического действия.

Единство индивидуального и коллективного в обучении.

Принцип педагогического сотрудничества.

1. Раскрывай перед учащимися перспективы их учебной работы.

2. Рассказывай о деятельности различных коллективов взрослых людей.

3. Воспитывай правильное поведение в коллективе.

4. Учитывай индивидуальные особенности каждого школьника.

5. «Определяй индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника» В.А.Сухомлинский

6. Выступай в роли активного участника группового взаимодействия.