Краткий глоссарий курса
Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно0нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования.
Анализ – (от греч. аnalysis - разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; в противоположность синтезу; научное исследование.
Аспект – (от лат. аspectus – взгляд, вид) – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.
Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.
Взаимообусловленность – взаимная обусловленность, влияние одних явлений на другие.
Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
Дидактика (от греч. Didasko – учу) – теория образования и обучения, отрасль педагогики, педагогическая теория обучения.
Деятельность – целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности. Осуществляется субъектом деятельности, включает цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Домашняя работа – организационная форма учебного процесса; вид самостоятельной работы учащегося; процесс самостоятельного выполнения учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
Задание на классификацию – вид тестового задания на дальнейшее развитие многократного опознания и различия.
Задание на опознание – вид тестового задания, наиболее точно определяющий естественную ситуацию действия.
Задание на подстановку – вид тестового задания, в котором намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент теста.
Задание на различие – вид тестового задания, который несколько вуалирует деятельность по узнаванию.
Задание на сравнение – вид тестового задания, в котором задаются названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти.
Задача – осмысление сложившейся ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или … процессов, характеризующая поступательное развитие;
совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы.
Знания – (в широком смысле слова) – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Интегративность – новое качество системы, возникающее при взаимодействии её элементов.
Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
Категория (от греч. kategoria – высказывание, признак)– научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.
Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.
Классификация – распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Конкретно-научная методология – это совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Конструирование (в пед.) – создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.
Конструктивные задания – вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа.
Контроль – процесс выявления уровня усвоения знаний учащихся, который должен соответствовать ГОСу; педагогическая диагностика; функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
Личностный подход – это персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и постулатов).
Логика учебного процесса – такая объективная закономерность, выражающая последовательность эффективного движения школьников от той степени их знания, уровня развития с которого начинается изучение школьного курса (раздела темы) до того уровня знаний, развития, который соответствует полному овладению курсом, разделом, темой.
Метод – это путь, способ продвижения к истине.
Метод обучения – система последовательного взаимодействия обучаемых и обучающих, направленная на организацию усвоения содержанием образования в соответствии с целями и логикой учебного процесса.
Методика – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология педагогики – учение о принципах, формах и способах познавания и преобразования педагогической действительности.
Моделирование – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им, в систему высокого уровня целостности.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объем эмоции, интересы, цели, установки, идеалы.
Мотивация (псих.)– внешнее или внутреннее побуждение человека, социальной группы к активной деятельности во имя достижения каких-либо целей; процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей; совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности.
Мотивация (пед.) – процесс осознания и принятия цели учеником.
Навык – действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т.п.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработка системотизация объективных знаний о действительности.
Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и на этой основе формирование их личности.
Образовательный процесс – процесс, реализующий цели образования в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).
Образовательный процесс – совокупность педагогического и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование.
Общенаучная методология – это уровень содержательных общенаучных концепций, воздействующих на все или на достаточно большую совокупность научных дисциплин.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп.
Объект – (от лат.objectum – предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.
Объект дидактики – взаимосвязь процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.
Оптимизация – это такое управление, когда на основе учета реальных возможностей детей оптимального выбора содержания образования, методов, форм, достигаются максимальные результаты при минимальных затратах сил, энергии учителя и учащихся.
Организационные формы обучения – это способ организации взаимодействия учителя и учащихся по усвоению содержания образования в соответствии с целями, содержанием образования и методами обучения.
Отметка – принятая в учебной системе количественная оценка знаний, поведения учащихся выраженная в баллах.
Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
Педагогический процесс – процесс, реализующий цели обучения, воспитания и развития в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).
План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.
Познание – это отражение объективно существующей действительности, представляет собой отражательно-преобразовательную деятельность.
Понимание – процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. Понимание в педагогике рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.
Потребность – нужда в чем-либо объективно необходимом для жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом. Воспитание потребности является одной из центральных задач формирования личности. Потребности делятся на биологические и социальные, которые зависят от уровня экономики и культуры.
Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признака объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.
Предмет дидактики – связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство.
Преобразование – крупное изменение, перемена.
Преподавание – деятельность учителя по руководству усвоением содержания образования и формированием качеств личности ученика.
Прием – 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях;
2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Применение – 1) осуществление на деле, на практике чего-либо.
2) умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, средств, понятий, теорий и прочее в стандартных и нестандартных ситуациях.
Принцип – основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.
Проблема – проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся знаний.
Проблемная ситуация – психологическое состояние человека, возникающее в результате рассогласования между наличными знаниями, способами деятельности и так далее и необходимыми навыками, знаниями, способами деятельности и так далее.
Проблемное обучение - целенаправленное активное взаимодействие учителя и учащихся организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам из разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.
Проектирование – создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.
Программированное обучение – целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на усвоение заранее разработанной программы , в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагогов (ИЛИ заменяющей его обучающей машины).
Противоречие – 1) взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития.
2) положение, при котором одно исключает другое, не совместимое с ним.
Противоречие педагогическое – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности.
Процесс познания – обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Самодеятельность – проявление личного почина в каком-нибудь общественном деле; непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность; самовольные действия.
Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но реализуется самим субъектом.
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонное представление о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Свойство – то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование. Различают: существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства, без которых существование предмета возможно.
Синтез – (от греч. Synthesis – соединение, составление, сочетание) – движение мысли от более частных понятий к более общим; мысленное соединение частей предмета, явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явления как единого целого.
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.
Систематичность – склонность к порядку и последовательности в действиях, поступках.
Содержание – 1) единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее.
2) Основная суть изложения.
Содержание образования – это педагогически адаптированный, систематизированный отбор научных знаний, способов деятельности, способов творческой деятельности, опыта эмоционально – ценностных отношений, вооружение которыми позволяет подготовить подрастающее поколение к воспроизведению, сохранению и развитию социального опыта.
Сознательность – атрибут и свойство личности, определяемое идейно-политическим содержанием ее мировоззрения и убеждений.
Социализация – процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и опыта.
Способ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Способности – психологические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Стимуляция – побуждение к действию; воздействие, обусловливающее действие, динамику развития человека.
Структура – (от лат. structura – взаиморасположение, строение) – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
Субъект – (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познание, источник активности, направленный на объект;
индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Сущность – философская категория, которая означает внутреннее устройство того или иного явления; внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.
Таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое построение.
Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
Таксономия целей – закономерный порядок построения целей.
Творческая деятельность – деятельность, порождающая нечто новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творческие способности – форма деятельности личности, которая направлена на создание новых для индивида ценностей, имеющих общественное значение, поскольку в процессе такой деятельности формируются социально значимые качества личности.
Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса.
Технологическая методология, методическая техника – это набор процедур, обеспечивающих единообразие и достоверность эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания.
Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.).
Типовые задачи – вид тестового задания, который содержит полную и развернутую информацию о целях решения задачи, полный набор исходных данных.
Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Управление – функция и признак организованной системы, которая обеспечивает сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей.
Урок – единица организации учебного процесса, которая проводится в рамках отведенного времени с «твердым» составом учащихся по расписанию и определенной программе, где осуществляется обучение, воспитание, развитие учащихся.
Усвоение – процесс и результат превращения содержания образования в достижение и качество личности обучающегося. Проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования(применение).
Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления учебной деятельности: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи, практическое ее осуществление, контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи.
Учебный материал – отрезок предметного содержания, представляющий совокупность видов деятельности, подлежащую усвоению.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
Учение – организация и проведение самим учеником своей деятельности, обеспечивающей усвоение, содержания и образования.
Философская методология – уровень методологии, составляющий общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
Формирование личности – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного образования и собственной активности личности.
Форма – специальная конструкция процесса обучения, характеризующаяся временем и пространством взаимодействия учителя и ученика.
Формы организации обучения – конструкция организации взаимодействия учителя и учащихся, направленная на освоение содержания учебного материала в соответствии с целями и методами обучения.
Функция – отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого.
Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
Целесообразность – стремление системы к достижению цели.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Частные дидактики – методики преподавания конкретных предметов.
Число существующих операций тестового задания (ЧСО) – операции деятельности по выполнению теста, которые отражают умение выполнять деятельность только в проверяемой предметной области; служат преподавателю для выявления количества правильных ответов, данных учащимся, а учащемуся – для ориентира.
Школа – соц. институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Эталон – образец полного и правильного выполнения действия; служит для точного определения педагогом усвоения учащимся содержания обучения, является обязательным атрибутом любого тестового задания, без которого задание теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского смысла.
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Введение | 3 |
Тема 1. Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении |
4 |
Тема 2. Теоретические и методологические основы процесса обучения | 17 |
Тема 3. Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения |
28 |
Тема 4. Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения | 38 |
Тема 5. Содержание образования: его сущность и перспективы развития | 49 |
Тема 6. Методы, приемы и средства обучения | 69 |
Тема 7. Организационные формы и формы организации обу чения | 89 |
Тема 8. Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом |
99 |
Тема 9. Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса |
116 |
Краткий глоссарий курса | 140 |
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса