Методологическая основа процесса обучения
Одним из методологических подходов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. Системный подход является методологической основой процесса обучения и представляет собой видение действительности, особую познавательную технологию, которая используется в проектировании и прогнозировании системы процесса обучения.
Системный подход имеет ряд характеристик, ведущей из них является целостность системы.
В основе системного подхода лежит понятие «система». Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.
- любая система рассматривается как элемент другой, более широкой системы; - целостность - комплекс взаимосвязанных элементов; - интегративность системы - это качество, которое возникает в результате взаимодействия элементов, так как сам элемент этого качества не содержит, но при объединении элементов возникает новое качество; - целесообразность - это стремление системы к достижению цели. Цель является системно-образующим элементом. Чем конкретнее цель, тем реальнее результат; - управление или управляемость системы; система управляема, если есть педагогическое взаимодействие; - наличие обратной связи - информация о состоянии системы.
Методы системного анализа Морфологический: дает возможность выявить из каких элементов состоит система Генетический: выявление истоков, установление связей со средой, выявление противоречий и нахождение путей их разрешения Восхождение от абстрактного к конкретному Моделирование - как метод