Комментарии к изучению темы:
Организационные формы обучения - это способ организации взаимодействия учителя и учащихся по усвоению содержания образования в соответствии с целями, содержанием образования и методами обучения.
Организационные формы обучения в своем развитии прошли путь от индивидуальных форм обучения до коллективных. И на каждом этапе развития общества в зависимости от потребностей общества менялись и организационные формы обучения. В 17 веке фронтальную форму обучения, особенно в народных школах, впервые обосновал и описал Я.А.Коменский. До этого времени обучение велось индивидуально, или в группах.
В это же время сложилась и классно-урочная система обучения (дети делились на классы по возрасту и обученности), вводятся постепенно понятия: учебный год, четверть, каникулы, система образования и т.д.
Несколько позже, в конце 18 – начале 19 века была предложена идея в виде белл-ланкастеровской системы в Англии. Однако, из-за низкой эффективности обучения эта система не получила широкого распространения.
В начале 20 века в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые примененная в г. Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Дальтон-план отрицал урок как форму организации обучения и ведущую роль, в обучении учителя, заменял традиционные классы предметными мастерскими.
Дальтон-план в виде бригадно-лабораторного метода это немного иная система обучения. Отличие этого метода от дальтон-плана состоит в том, что индивидуальная работа учащихся сочетается с коллективной работой класса или части класса. Бригадно-лабораторный метод сопровождается организацией постоянных и обязательных бригад, приводит к снижению роли учителя и игнорированию во многих случаях индивидуальной учебной работы каждого учащегося.
Формы организации учебной деятельности детей и организационные формы обучения взаимосвязаны между собой, так как любая организационная форма включает в себя сочетание форм организаций, этим и определяется вариативность урока.
.
понятие урока
характеристика урока виды урока
Урок- единица организации Проблемный урок
учебного процесса, которая положительные
проводится в рамках отведенного стороны Урок програм-го обучения
времени, с”твердым”составом урока Современный урок
учащихся, по расписанию,
где осуществляется обучение, отрицательные Традиционный урок
Урок как основная ОФО |
Подготовка структура виды хар-ка урока
учителя к урока урока урока
уроку
Констру- треб-ния типы понятие
ирование к совр уроков урок
урока уроку
типы урока
Психологические
ПО ОСНОВНОЙ ДИД-ОЙ - изучение нового матер-ла
ЗАДАЧЕ СУП - закрепление знаний, умений и
Дидактические навыков:
ДЦ=>ДЗ ФОО Р - применение
Методические - обобщение и систематизация
МО знаний,умений и навыков
- проверка и оценка ЗУН
- комбинирование
требования к совр.уроку структура урока
конструирование урока
Урок - единица организации учебного процесса, которая проводится в рамках отведенного времени с «твердым» составом учащихся по расписанию, где осуществляется обучение, воспитание, развитие учащихся.
В разное время было разное отношение к уроку, но всегда ставилась задача найти более эффективную форму обучения.
Особенности урока, как организационной формы обучения, обусловлены характером цели его и местом в целостной системе учебного процесса, если цель урока состоит в усвоении нового, целостного содержания, то структура урока будет повторять в основном структуру целостного обучения. Если цель урока состоит в частичном усвоении учебного материала, то структура частично отразит целостный процесс обучения.
Нужно отметить, что ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Поэтому важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, темы программы, каковы его дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.
Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Он должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения. Урок- это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логической развернутостью деятельностью учителя и учащихся. Это обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся. Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит в осуществление этих требований, в сочетание компонентов урока свое искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса