logo
TOiPT_Sytina

Предмет дидактики

Общая дидактика исследует диаду «преподавание - учение» как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый и в самом учебном заведении, и за его пределами, - отмечает Ч. Куписевич. В его трактовке «обучение представляет собой интегральную часть институциональной учебной деятельности, реализуемой в учебных заведениях, на различного рода курсах и т.п.», т.е. общая дидактика занимается анализом любого процесса обучения, организуемого сознательно, реализуемого систематически и планомерно, иначе говоря, исследованием всего того, что определяет процесс преподавания и учения.

При этом под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений. Следовательно, под предметом исследования общей дидактики рассматривается процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Чем же занимается только дидактика? Чтобы правильно подойти к определению предмета, необходимо достаточно четко представлять себе различие между двумя понятиями – «объект науки» и ее «предмет». Объект - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя, а предмет - это последующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.

Различение объекта и предмета важно и для науки, и для практики. Оно позволяет правильно организовать работу, особенно в том случае, когда нужно всесторонне и глубоко, с разных сторон изучить объект, чтобы прийти к важным для практики решениям. Особенно явно проступает необходимость четкого распределения задач и предметов, когда объектом изучения становится человеческая деятельность. Обучение как раз и является таким объектом.

Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика - наука теоретическая, а предмет теории представляет перед исследователем как система отношений, нужно раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще, отношения, возникающие в деятельности обучения, многообразны: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик – другие учащиеся.

В педагогической литературе можно встретить разные суждения по поводу того, какое из них следует считать главным для дидактики. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой таким главным отношением является отношение ученика к учебному материалу, т.е. отношение познавательное.

Учебное познание – это неотъемлемая характеристика процесса обучения. Если рассмотреть обучение с точки зрения психологии, т. е. обращать основное внимание на то, как ученик воспринимает и усваивает материал, это отношение окажется главным, сущностным. Но если посмотреть на обучение с точки зрения педагогики, т.е. выделить главное в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта, то главным и специфическим для этой деятельности окажется другое отношение, отношение между двумя организованными обществом деятельностями - преподавания и учения.

Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, а учение - деятельность тех, кто обучается. Познавательная деятельность может осуществляться и вне обучения, без преподавателя. Другой характеристикой предмета дидактики является единство обучения - когда учитель сообщает, а ученики усваивают определенные знания, умения, навыки, отношения - то, что составляет содержание образования. Это очень важное обстоятельство. Обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах – как объект изучения, и как конструирования. Для исследователя-дидакта обучение выступает как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики (эту функцию можно назвать описательно-объяснительной).

Когда ученый–педагог переходит от отображения педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог–практик, он тем самым участвует в реализации другой функции педагогической науки – конструктивно – технической (нормативной).

Следует иметь в виду, что обе функции – научно-теоретическая и конструктивно- техническая неразрывно связаны между собой.

ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ