logo
TOiPT_Sytina

Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения

Основное содержание темы: Методология процесса обучения: определение, задачи, функции. Строение, уровни методологического знания и их характеристика. Методика и методы научных исследований.

Системный, личностный и деятельностный подходы. Характеристика системного подхода. Признаки системы: целостность, целесообразность, интегративность, управляемость и др. Методы и методика системного анализа. Системный анализ процесса обучения.

Теория познания как теория обучения. Процесс обучения и процесс познания, их отличительные особенности. Обучение как специфическая форма познания.

Основные понятия: методология исследования, методика исследования, методы исследования, объект, познание, система, отражение.

Методические указания по теме: необходимо уяснять методологические основы процесса обучения, уметь определять уровни методологического знания, их функции; теоретически обосновать подходы к процессу обучения: системный, личностный, деятельностный; выделять и охарактеризовать основные принципы построения каждого подхода, охарактеризовать методику (логику) дидактического исследования, методы исследования (теоретические и эмпирические), называть условия использования педагогического исследования.

Рассмотреть обучение как специфическую форму познания, провести сравнение процессов познания и обучения, объяснить с помощью теории отражения преобразовательно-деятельностный характер обучения.