logo
TOiPT_Sytina

Комментарии к изучению темы Дидактика как наука

Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Передача знаний и умений поначалу осуществлялась стихийно, среди других дел и не осознавалась как специальная область деятельности. Это была та деятельность, которую теперь называют обучением. Обучение служит интересам появляющихся и сменяющих друг друга на исторической арене социальных классов. Появляется специальный общественный институт - школа, где обучение осуществляется как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой. Наконец, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и тех материалов и средств, которые в ней используются. Так появляется дидактика (от греч. Didasko- учу) - наука об образовании и обучении, и прежде всего, о закономерностях общего, профессионального и политехнического образования. Она рассматривает цели и задачи образования, содержание образования, процесс усвоения и применение знаний учащихся на практике и др. Все эти проблемы рассматриваются в единстве развития, воспитания и обучения.

За многовековую историю существования дидактики как науки сложились различные подходы к рассмотрению взаимодействия между категориями «педагогика» и «дидактика». Так, например, по мнению М.Гераскова и М.Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:

- педагогика и дидактика - перекрещивающиеся (родственные) понятия;

- педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;

- «дидактика»- более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;

- педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.

В современных работах М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной, В.В.Краевского и др. традиционным является подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Однозначного подхода к определению взаимосвязи данных научных сфер (педагогики и дидактики) в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием самого термина «дидактика».

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.

Проблема связи дидактики с другими научными дисциплинами - это одна из самых актуальных и в то же время сложных методологических проблем педагогики. На разных этапах становления дидактики эта связь осуществлялась и занималась по-разному в зависимости от изменяющихся задач, методологических установок ученых-педагогов и от степени дифференциации педагогической науки. Поэтому всякий раз, когда возникает вопрос о научном статусе дидактики, приходится обращаться именно к общему представлению о развитии этой науки, неразрывно связанном с развитием и содержанием окружающих ее научных дисциплин. Это не два разных процесса, а один, поскольку развитие дидактики и развитие ее связи с другими науками взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Дидактика изучает те факты и явления, которые возникают в обучении, т.е. в единой деятельности преподавания и учения. Изменение психики ученика в процессе учения является одним из главных фактов и обязательно должно учитываться. Но дидактика исследует обучение как один из видов общественной деятельности в единстве и взаимосвязи всех его компонентов, а само учение является только одним из таких компонентов.

В нашу эпоху для всех научных дисциплин характерен процесс взаимного сближения. Известно, что самые ценные открытия появляются на стыке наук. Комплексное, всестороннее исследование обучения с позиций разных научных дисциплин дает плодотворные результаты в том случае, если ясны сами эти позиции и их специфика, если эти результаты даны в системе. И эту систему, это единое русло для объединения усилий всех наук, имеющих дело с обучением, дает именно дидактика.