Понятие и сущность методов обучения
Обозначает способ усвоения
Исходя из определения метода обучения, критерием любого метода выступает направленность на усвоение определенного компонента содержания образования.
Совокупность методов должна соответствовать в той или иной мере каждому из этих компонентов содержания образования.
Рассмотрим отдельно все взаимосвязи, взаимопроникновение и составляющие структуры методов обучения. Каждому элементу содержания образования соответствует определенный метод, все вместе эти методы позволяют решать в единстве задачи обучения, воспитания и развития. Методы обучения отвечают на вопрос: как обучать? Существуют различные подходы классификации методов обучения.
В дидактике принято пользоваться двумя классификациями, наиболее систематизированными и целостными, отвечающими современному состоянию педагогической науки и практики.
Первая из них, в основу которой положены уровни познавательной деятельности учащихся или реализация компонентов содержания образования. Авторы этой классификации – И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин. На основе признака деления здесь выделяют следующие группы:
1 группа:
Объяснительно – иллюстративные методы ( рассказ, беседа, объяснение, лекция, игры и т.д.) направлены на формирование знаний, их видов и качеств.
2 группа:
Репродуктивные методы- (методы упражнений, лабораторные работы, практикумы, игры и др.). Эти методы направлены на формирование способов деятельности (специальные и общеучебные умения и навыки).
3 группа:
Проблемные методы - (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод).
4 группа:
Методы формирования отношения к миру или методы мотивации и стимулирования учения, направлены на формирование мотивационно-потребностной сферы личности.
Вторая классификация, в основу которой положен принцип деятельностного подход (Ю.К. Бабанский).
Выделяют три основные группы:
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся.
В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т.е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия сочетаются с самоконтролем.
1 группа:
Метод стимулирования и мотивации.
Методы стимулирования Методы формирования
познавательного интереса положительной ответственности к учению
(познавательные игры, учебная
дискуссия, создание ситуаций (убеждения в значимости учения,
эмоционально-нравственного предъявление требований, поощ-
характера, создание ситуаций с рение в учении, поощрение
опорой на жизненный опыт) недостатков в учении)
Сравнительные возможности различных методов обучения. (по Ю.К. Бабанскому)
| Некоторые основные образовательные задачи, решаемые в ходе обучения. | |||||||||||||
Формирование. | Развитие. | Темп обучения.
| ||||||||||||
Теоретических знаний. | Фактических знаний. | практических умений и навыков. | Словесно- логического мышления. | Наглядно- образного мышления. | Самостоятельности мышления. | Памяти.
| Речи. | Познавательного интереса. | Навыков учебного труда. | Воли. | Эмоций. | |||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | |
Словесные. Наглядные. Практические. | +! - - | +1 + + | - + +! | +1 - - | - +! + | - + +! | + +! + | +! - - | +, +! + | + + +1 | + + +! | + +! + | Быстрый. Средний. Средний. | |
Репродуктивные. Проблемно- поисковые. | +
+1 | +!
+ | +!
- | +
+! | +!
- | -
+1 | +!
+ | +
+1 | +
+i | +!
+ | +
+! | +
+! | Быстрый. Медленный. | |
Индуктивные. Дедуктивные. | + +! | +! + | +! - | + +! | +1 + | + + | + + | + + | + + | +1 - | + +! | +! + | Медленный. Быстрый. | |
Методы учебной работы под руководством учи теля. Методы самостоятельной учебной работы. |
+!
+ |
+
+! |
+
+! |
+
+ |
+
+ |
+
+! |
+
+! |
+
+ |
+
+! |
+
+1 |
+
+! |
+
+! | Быстрый. Средний. | |
Познавательные игры. Учебные дискуссии. | +
+! | +!
+ | +
- | +
+! | +!
+ | +!
+! | +!
+ | +
+! | +!
+! | +
+! | +!
+! | +!
+! | Медленный. Медленный. | |
Устный контроль. Письменный контроль. Лабораторный контроль. | +1
+
- | +1
+
- | -
-
+! | +1
+
- | -
+
- | +
+
+ | +
+
- | +!
+
- | +
+
+ | +
+!
+1 | +
+!
+ | +
+
+1 | Средний. Средний. Медленный. |
Условные обозначения: (+!) - решает данную задачу успешнее, чем другие методы данной группы; (-) - решает данную задачу менее успешно, чем другие методы данной группы (+) - решает данную задачу
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса