Литература
1. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [текст] / под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989. Гл.1, §5.
2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982. Глава 4.
3. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [текст] / Е.Н Шиянов, И.Б. Котова. - М.,1999.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения [текст] / В.И.Загвязинский. - М., 2001.
Тема V
Содержание образования: его сущность и перспективы развития
Основное содержание темы: Понятие о содержании образования. Сущность содержания и его исторический характер. Теории формирования: содержания образования: формальная и материальная. Требование к современному содержанию образования.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Функции и принципы отбора содержания образования.
Закономерности и принципы построения содержания образования.
Содержание и структура базового образования. Содержание профильного образования. Базисный учебный план и его структура.
Государственный образовательный стандарт и учебные программы. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Способы построения учебных программ. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
Перспективы развития содержания образования виды образования.
Основные понятия: содержание образования, формальное содержание образования, материальное содержание образования; структура содержания образования; знание; способы деятельности, способы творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностной ориентации, базовое образование; профессиональное образование; политехническое образование; базисный учебный план; государственный образовательный стандарт, программа; учебник; навык, общеучебные умения и навыки.
Методические указания по теме: необходимо осознать обусловленность содержания образования потребностями общества и целями образования; исторический характер содержания образования; ознакомиться с теориями формирования содержания образования: формальной и материальной; рассмотреть современные подходы к отбору содержания образования; выявить закономерности и принципы построения содержания образования; обосновать и определить структуру современного содержания образования; выстроить зависимости содержания образования с предметным содержанием обучения и содержанием учебного материала на уроке; охарактеризовать каждый компонент структуры содержания образования: осознать взаимосвязь всех компонентов содержания образования; выделить ядро знаний, дать характеристику государственному образовательному стандарту; учебной программе; способы построения учебных программ; рассмотреть перспективы развития содержания образования и типологию современных образовательных учреждений; раскрыть содержание базисного учебного плана, его структуру и содержание профильного образования.
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
1. Концепция «Модернизация образования РФ до 2010 г.».
2. Концепция профильного образования.
3. Подходы к формированию содержания образования для общеобразовательных средних школ.
4. Характеристика различных типов средних общеобразовательных учреждений.
Работа с хрестоматийными материалами:
1. Лернер И.Я. Качество знаний. Какими они должны быть.
Комментарий к изучению темы
Понятие содержание образования
Содержание образования отвечает на вопрос: чему учить? в соответствии с целями и потребностями общества. Содержание образования должно соответствовать всем научным достижениям, и должно быть ориентировано на будущее.
И.Ф. Харламов
М одель изучения темы «Содержание образования: его сущность и перспективы развития».
теория формальная
материаль- теория
ного с. о. с. о.
Отвечает на
вопрос чему?
Принцип Госуд-й обра
сод. обр.–систематизированный научности зовательный
пед-ки адаптированный отбор и доступности стандарт
научных знаний, способов Д.,
способов творч. Д., опыта эм.-цен-х Фактор Гуманис-
отношений, вооружение к-ми позв-т эконом-го тической
подготовить подр-ее покол-е к воспр-ву, и соц-го напр-ти
сохр-ю и развитию культуры или соц. опыта прогресса
структура Демокра- Базисный
знания онтоло- объясни- Соот-ие уровню тизм учебный
гическая тельно- мировой, Генера- план
виды : термины, факты, законы, теория, иллюстра- общей и проф-й лизация
методологические, оценочные тивный культуры Интегр-ии Учебный
метод дифф-ции, план школы
систематич-
качества знания: полнота и глубина ности и
системность и систематичность систем-ти Учебная
гибкость и оперативность программа
осознанность и прочность овладение Отражения
свёрнутость и развёрнутость мировой и в сод. обр. Учебники,
Способы деятельности воспроизве- репро- нац-ой соц. опыта учебные
спец. умения и навыки дение соц. дуктивные культурой пособия.
общеучебные умения и навыки опыта о методы
всеобщих
способах Д.
способы творческой преобразо- методы Самосто-
деятельности вание и проблемного ятельности
создание обучения
соц. опыта
опыт эмоционально- формир-е методы
ценностных отношений опыта избир. воспит-го
отношения обучения
Подходы к определению сущности содержания образования
Знаниево-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход |
Содержание образования рассматривается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутой в результате учебно-воспитательной работы. | Абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. |
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Закономерности и принципы процесса обучения
- Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
- Междисциплинарный подход к обучению
- Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
- Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
- Характеристика обучения
- История развития дидактики
- Подходы к определению процесса обучения
- Предмет дидактики
- Теория обучения
- Функции
- Нормативно-прикладная
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам
- Работа с хрестоматийными материалами
- Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
- Комментарии к изучению темы
- Конкретно-научный
- Технологический
- Методологические подходы к организации образовательного процесса
- Методологическая основа процесса обучения
- Методы педагогического исследования
- Структура и логика научно-педагогического исследования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
- Комментарий к изучению темы Понятие сущности
- Понятие процесса обучения
- 2. Определение через деятельность учителя.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
- 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
- 5. Постановка целей через результат обучения.
- Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению принципов обучения
- Система принципов обучения и их характеристика
- Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- С труктура содержания образования к ачества знаний
- Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
- Требования к содержанию образования
- Принципы отбора содержания образования
- Принципы формирования содержания образования
- Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
- Государственный образовательный стандарт[1]
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
- Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
- 3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
- Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- 2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
- 3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
- 4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
- Тема VI Методы, приемы и средства обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
- Комментарии к изучению темы
- Подходы к определению методов обучения
- Понятие и сущность методов обучения
- Рациональное применение методов обучения
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Литература:
- Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Работа с хрестоматийными материалами:
- Организационные формы обучения
- Комментарии к изучению темы:
- Виды урока:
- Типы и структура урока:
- 1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
- 2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
- 3. Организационная четкость урока;
- 4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
- 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
- 6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
- 7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
- 8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
- Этапы подготовки учителя к уроку
- 1 Этап: Изучение учебной программы.
- 2 Этап: Изучение методической литературы.
- Разбивка учебного материала по урокам;
- -Логическая взаимосвязь материала;
- -Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
- Задание для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
- Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
- Концепции и технологии обучения
- Признаки проблемы:
- Этапы проблемного обучения:
- Методы проблемного обучения:
- Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
- Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
- Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
- Самостоятельная работа студентов по вопросам:
- Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
- Метод контроля
- Функции педагогического контроля
- Характеристика методов контроля
- Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
- 1. Индивидуальный характер
- 2. Систематичность
- 3.Всесторонность
- 4. Объективность
- 5.Дифференцированный подход
- 1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
- 2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
- 3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
- 4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
- 5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
- Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
- Обученность и обучаемость как результат обучения.
- К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
- В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
- Показатели качества теста
- Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
- 1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
- 2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
- 3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
- 4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Краткий глоссарий курса