logo
TOiPT_Sytina

Методологические подходы к организации образовательного процесса

Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение. Обеспечение единства развития, обучения и воспитания личности. Изучение педагогического процесса как целостной системы, ориентация на интегративные (целостные) характеристики личности. Выделение и изучение как в педагогической системе, так и в развивающейся личности, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; выявление вклада отдельных компонентов в развитие личности как системного целого.

Целостный

Аксиологический аспект: направленность педагогического процесса на изучение и формирование ценностных ориентации личности как устойчивых норм морального сознания и поведения человека.

Технологический аспект: понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности, формирование в процессе освоения личностью культуры способов практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект: понимание проблемы освоения культуры как изменение самого чело­века, его становление как творческой личности; учет связей культуры с творческой деятельностью личности (человек является не только объектом, но и субъектом культуры). Этнопедагогический аспект: обеспечение единства интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального в культуре и образовании, изучение и использование больших воспитательных возможностей национальных культур, в частности народной педагогики.

Культурологический

Системный

Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).

Методологической основой процесса обучения является системный подход, позволяющий сформировать системное видение действительности, выстроить особую познавательную технологию, с помощью которой прогнозируются и проектируются системы процесса обучения. Системный подход имеет ряд характеристик, ведущей из них является целостность системы. В основе системного подхода лежит понятие «система». Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.