TOiPT_Sytina
Функции
теоретическая
Содержание
-
Министерство образования и науки российской федерации
-
Введение
-
Тема I Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении.
-
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
-
Работа с хрестоматийными материалами:
-
Закономерности и принципы процесса обучения
-
Комментарии к изучению темы Дидактика как наука
-
Междисциплинарный подход к обучению
-
Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
-
Для чего обучать? Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
-
Характеристика обучения
-
История развития дидактики
-
Подходы к определению процесса обучения
-
Предмет дидактики
-
Теория обучения
-
Функции
-
Нормативно-прикладная
-
Вопросы для самопроверки
-
Литература
-
Тема II Теоретические и методологические основы процесса обучения
-
Самостоятельная работа студентов по вопросам
-
Работа с хрестоматийными материалами
-
Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
-
Комментарии к изучению темы
-
Конкретно-научный
-
Технологический
-
Методологические подходы к организации образовательного процесса
-
Методологическая основа процесса обучения
-
Методы педагогического исследования
-
Структура и логика научно-педагогического исследования
-
Задания для самостоятельной работы
-
Вопросы для самопроверки
-
Тема III Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.
-
Комментарий к изучению темы Понятие сущности
-
Понятие процесса обучения
-
2. Определение через деятельность учителя.
-
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.П. Развития ученика.
-
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
-
5. Постановка целей через результат обучения.
-
Таксономии б.Блума, предложенные н.Гренлундом
-
Задания для самостоятельной работы
-
Вопросы для самопроверки
-
Литература
-
Тема IV Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения
-
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
-
Работа с хрестоматийными материалами:
-
Комментарии к изучению темы
-
Подходы к определению принципов обучения
-
Система принципов обучения и их характеристика
-
Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
-
Задания для самостоятельной работы
-
Вопросы для самопроверки
-
Литература
-
С труктура содержания образования к ачества знаний
-
Учебно-воспитательный процесс (у.В.П.) в единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
-
Требования к содержанию образования
-
Принципы отбора содержания образования
-
Принципы формирования содержания образования
-
Отражение содержания образования в Государственном образовательном стандарте, учебных планах и учебных программах
-
Государственный образовательный стандарт[1]
-
Требования к структуре основных общеобразовательных программ
-
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
-
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
-
3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
-
Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
-
2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина. - м., 1982. Гл.3.
-
3. Теоретические основы общего среднего образования [текст]/ под.Ред. В.В.Краевского, и.Я.Лернера.- м., 1983.Гл.5.§ 1,2; Гл.7.,§1,2.
-
4. Леднев, в.С. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры [текст] / в.С.Леднев. - м., 1989.
-
Тема VI Методы, приемы и средства обучения
-
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
-
Модель изучения темы «Методы, приемы и средства обучения»
-
Комментарии к изучению темы
-
Подходы к определению методов обучения
-
Понятие и сущность методов обучения
-
Рациональное применение методов обучения
-
Сравнительный анализ современных моделей образования
-
Литература:
-
Тема VII Организационные формы и формы организации обучения
-
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
-
Работа с хрестоматийными материалами:
-
Организационные формы обучения
-
Комментарии к изучению темы:
-
Виды урока:
-
Типы и структура урока:
-
1. Единство образовательной, воспитательной, развивающей целей;
-
2. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
-
3. Организационная четкость урока;
-
4. Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету;
-
5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения;
-
6. Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения и др.);
-
7. Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
-
8. Развитие творческой инициативы и активности учащихся
-
Этапы подготовки учителя к уроку
-
1 Этап: Изучение учебной программы.
-
2 Этап: Изучение методической литературы.
-
Разбивка учебного материала по урокам;
-
-Логическая взаимосвязь материала;
-
-Календарные сроки проведения уроков (по неделям).
-
Задание для самостоятельной работы:
-
Вопросы для самопроверки:
-
Литература:
-
Тема VIII Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом.
-
Модель к изучению темы «Сущность педагогического взаимодействия. Управление процессом обучения. Психолого-педагогические концепции обучения и технологии управления учебно-воспитательным процессом».
-
Концепции и технологии обучения
-
Признаки проблемы:
-
Этапы проблемного обучения:
-
Методы проблемного обучения:
-
Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации
-
Концепции развивающего обучения: Концепция л.В.Занкова.
-
Концепция в.В. Давыдова и д. Б. Эльконина.
-
Вопросы для самостоятельной работы:
-
Вопросы для самопроверки:
-
Литература:
-
Тема IX Методы, формы контроля и оценки знаний. Характеристика результатов обучения. Технология контроля образовательного процесса
-
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
-
Модель к изучению темы «Характеристика результатов обучения».
-
Метод контроля
-
Функции педагогического контроля
-
Характеристика методов контроля
-
Требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся
-
1. Индивидуальный характер
-
2. Систематичность
-
3.Всесторонность
-
4. Объективность
-
5.Дифференцированный подход
-
1.Осуществление контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями
-
2. Регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения
-
3. Проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений, навыков и способов деятельности учащихся.
-
4. Исключение преднамеренных, субъективных и ошибочных суждений и выводов преподавателя.
-
5. Учет специфических особенностей каждой образовательной отрасли, каждого учебного предмета
-
Различные подходы к оценке знаний учащихся. Критерии оценки знаний.
-
Обученность и обучаемость как результат обучения.
-
К лассификация видов тестов, в основе которой лежит реализация дидактической задачи.
-
В основе предложенной классификации тестов положено аспекты развития и формирования человеческих качеств
-
Показатели качества теста
-
Пример рейтинговой системы оценивания знания учащихся
-
1. Портфолио – это средство углубления и оформления познавательных интересов,
-
2. Портфолио – это средство развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся,
-
3. Портфолио – это средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала,
-
4. Портфолио – это средство создания ситуации успеха.
-
Задания для самостоятельной работы:
-
Вопросы для самопроверки:
-
Литература:
-
Краткий глоссарий курса