logo search
коррекционная педагогика стр

39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер

Наиболее приемлемой для решения задач олигофре­нопедагогики считается классификация, разработанная в 1959 г. советским дефектологом М.С. Певзнер. В ее основу положен клинико-патогёнетический подход. Автор выде­лила пять основных форм олигофрении:

  1. неосложненную;

  2. с выраженными нейродинамическими нарушениями;

  3. со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями;

  4. с психопатоподобным поведением;

5) с выраженной лобной недостаточностью. Неосложненная форма олигофрении. У этой группы

детей деятельность органов чувств не нарушена, не отме­чается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети с неосложненной формой олигофрении обычно уравновеше­ны, дисциплинированы и трудолюбивы. Определенная со­хранность эмоциональной сферы и личности облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окру­жающем, усвоению навыков поведения.

Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Интеллектуальное недоразвитие детей с этой формой олигофрении сочетается с нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной

275

системе. В случае психомоторной расторможенности (воз- будимости) интеллектуальная деятельность, работоспособ­ ность и психическое развитие страдают от импульсивнос- ти, отвлекаемости, аффективной неуравновешенности. При преобладании черт тормозимости недоразвитие усугубляя-­ ется двигательной и эмоциональной заторможенностью. В обоих случаях наблюдается значительное снижение работой способности.

Олигофрения со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями. У олигофренов с наруше­ниями функций анализаторов или специфическими рече­выми отклонениями диффузное поражение коры сочетает­ся с более глубокими локальными повреждениями мозго­вой системы. Такие дети, помимо основного дефекта — умственной отсталости, имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, дефекты речи нередко маскируют первич­ное недоразвитие психики. Выполнение заданий по рече­вой инструкции, не подкрепленное наглядным показом, вызывает большие затруднения.

Олигофрения, осложненная психопатоподобными рас­стройствами. При этой форме олигофрении наблюдается сочетание психического недоразвития с выраженной аф­фективной возбудимостью, расторможенностью влечений (сексуальностью, склонностью к бродяжничеству, воров­ству и т. п.). Отмечается также резкое нарушение эмоцио­нально-волевой сферы, проявляется недоразвитие личност­ных качеств.

Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Дети-олигофрены с выраженной лобной недостаточностью встречаются редко. Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленнос­ти. У одних детей наблюдаются вялость, пассивность, дви­гательная заторможенность. Другим свойственны импуль­сивность, суетливость, эйфорический фон настроения, вы­сокая отвлекаемость. Своеобразие речи проявляется в со-

276

чегании ее внешнего богатства с непониманием смысла, бездумным повторением чужих высказываний. Характер-но грубое недоразвитие личности, проявляющееся в не­критичное к себе, отсутствии чувства смущения, обиды, страха и т. д.