logo search
коррекционная педагогика стр

33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей

Нарушение психического развития умственно отсталых детей проявляется в первую очередь в интеллектуальном дефекте. Недоразвитие познавательной сферы при умствен­ной отсталости проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагиро­вание, а также словесно-логический вид мышления. Наи­более сохранно наглядно-действенное мышление. У умствен­но отсталых затруднено формирование понятий, сужде­ний, умозаключений. Мотивация мышления снижена..

При решении мыслительных задач отмечается недоста­точность ориентировки, отсутствие планирования, неосо­знанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления в поведении.

Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности. Отмечается так­же замедленный темп, узость объема, нарушение избира­тельности, малая дифференцированность. Для представ-

264

лений умственно отсталых характерны недифференциро-ванность, фрагментарность, поверхностный характер, не­достаточная обобщенность и уподобляемость.

Памяти умственно отсталых свойственно снижение про­дуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точно­стью, а также замедленностью; сохранение — непрочно­стью; воспроизведение — низким объемом, искажением ма­териала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память* Умственно отсталые лучше запомина­ют внешние, иногда случайные зрительно воспринимае­мые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запомина­ние. Значительные трудности представляет и припомина­ние материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.

Внимание умственно отсталого ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых ха­рактерны трудности распределения, замедленность пере­ключения. Даже будучи привлеченным к объекту, внима­ние умственно отсталых быстро дстощается и характе­ризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание. Воображение у детей с умствен­ной отсталостью отличается неточностью, фрагментарно­стью. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потреб­ность в новых знаниях. Степень интеллектуального де­фекта имеет значительные вариации у детей с различны­ми видами умственной отсталости. Наряду с недостатками развития познавательной сферы у детей с легкой умствен­ной отсталостью имеются потенциальные возможности со­вершенствования интеллектуальных способностей. При коррекционном обучении у умственно отсталых развива­ются такие сложные виды психической деятельности, как

265

целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, достаточно сложные формы ана­лиза и синтеза, процессы сравнения и обобщения.