logo search
коррекционная педагогика стр

50. Олигофренопедагогика в системе

педагогических наук, объект исследования олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика (с гр. олигос — «малый», френ — «ум» + «педагогика») — это отрасль дефектологии, изуча­ющая проблемы воспитания и обучения детей с наруше­ниями интеллекта, а также пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и вопросы их соци­альной реабилитации.

Олигофренопедагогика опирается на данные общей пе­дагогики, педиатрии, детской психоневрологии, связана с психологией общей, возрастной и специальной и другими смежными науками. Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это и народная педагогика, и педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия — обучение, образование, развитие человека, формирование и так да­лее — употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Объектом исследования олигофренопедагогики являет­ся сборная группа людей с различными по этиологии (при­чине) и по онтогенезу, а также клиническим проявлениям непрогрессирующих психических состояний, то есть оли­гофренов. Основной их признак — врожденное или приоб­ретенное в раннем детстве (до 3 лет) общее психическое недоразвитие с преимуществом недостаточного интеллек­туального развития.

Детей-олигофренов условно разделили на две группы:

  1. дети умственно отсталые;

  2. дети с задержкой психического развития.

Вторая категория менее тяжелая и носит временный ха­рактер. Умственно отсталые дети первой категории — это дети с четко выраженной сниженной познавательной дея­тельностью, возникшей на основе ограниченного пораже­ния центральной нервной системы. Степень ее поражения

может быть различной, и в зависимости от этого умствен ная отсталость при олигофрении делится на три степени: 1)идиотия;

  1. имбецильность;

  2. дебилъность.

Идиотия — болезнь с самой глубокой умственной от­сталостью. Детям-идиотам недоступно осмысление окру­жающего, речевая функция развивается медленно, а не­которые звуки не развиваются вообще. Они имеют нару­шение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. У них трудно и медленно формируются ка­выки самообслуживания. Эти дети не обучаются и нахо­дятся в специальных учреждениях на социальном обеспе­чении с согласия родителей. С 18-летнего возраста пере­водятся в интернаты для хроников.

Имбецильность — является более легкой формой от­сталости. Дети овладевают речью и простыми трудовыми навыками, но отклонение в мышлении, в моторике, эмо­ционально-волевой сфере не позволяет им учиться в обще­образовательной школе.

Дебильность — наиболее легкая форма умственной от­сталости, но сниженный интеллект, слабость эмоциональ­но-волевой сферы не позволяют овладеть программой об­щеобразовательной школы. Они испытывают мучительные затруднения в понимании связей между звуком и буквой и т. д. Все это обусловлено недоразвитием аналитико-синте-тической деятельности, высшими мерами деятельности, но они усваивают программу вспомогательной школы (8— 9 класс) с получением определенной профессии.

В этиологии (причине) олигофренов первой группы мож­но выделить три формы:

  1. врожденные;

  2. наследственные;

  3. экзогенно обусловленные.

296

297