logo search
коррекционная педагогика стр

57. Подходы к отбору содержания обучения

Содержание обучения предусматривает объем и характер системы знаний, умений и навыков, а также опыта твор­ческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Подход к отбору содержания обучения зави­сит от особенностей обучаемых.

Для организации работы над восприятием и его разви­тием крайне необходимо правильно организовать наблю­дение за объектами изучения на каждом занятии. При этом объекты наблюдения должны удовлетворять требова­ниям доступности и четкости для конкретной категории учащихся.

Педагогу необходимо знать, что неполноценность вос­приятия умственно отсталых детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого необходимо отучать детей. Одним из дей­ственных приемов является проведение сравнения изуча­емых объектов. Благодаря сравнению умственно отста­лые дети выявляют сходство, различие предметов. Одна­ко для детей-олигофренов возникают трудности, связан­ные со способностью определить признаки сходства пред-метрв, поэтому применяют такой прием, как использова­ние третьего объекта с резко отличительными признака­ми, что заставляет учащихся выделить сходные признаки первых двух. Важным фактором, обеспечивающим эффек­тивность анализа в процессе восприятия, является при­влечение к речевому общению учащихся. Дети должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для де­тей-олигофренов характерны нарушения в речевой дея­тельности.

Таким образом, система учебных занятий с учащимися младших классов должна сочетать использование нагляд­ного образа и слова. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых используются такие приемы, как помощь учителя при выполнении заданий, доступ­ная, понятная формулировка заданий, речевое оформле­ние выводов, построение связанного рассказа на нагляд­ной основе.

Следующий этап в развитии речи — умение правильно организовать умственную деятельность учащихся, кото­рая способствует составлению рассказов или досказыва-

308

309

нию начатых учителем рассказов. Развитие словесно-ло гического мышления учащихся проводится на уроках ма­тематики, трудового обучения и т. д.

Особенно велика коррекционная роль решения арифме тических задач. Но учащиеся младших классов не могут еще полностью понять и запоминать условие задачи, не понимают ситуации, описываемой в тексте задачи, не мо гут найти математическое решение. Приемы, используе­мые для того, чтобы научить учащихся, какими арифме­тическими действиями можно ее решить, заключаются в повторении текста задачи, анализе ситуации, в подведе­нии учащихся к правильному выбору арифметического дей­ствия. При этом учащиеся не только приобретают навыки правильного решения задач, но и заметно развивают свою внутреннюю речь. Трудовое обучение в младших классах содержит большие возможности для коррекции дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся, которая состоит в развитии точности, ловкости, координирован-ности движения рук.

Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособ­ности и моторики.