logo search
коррекционная педагогика стр

60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью

В дидактике методом обучения называют способ упоря-доченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Метод обучения устанавливает способы деятельности учи­теля и учеников, обеспечивающие эффективное усвоение изучаемого материала. Он определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия и в какой последова­тельности должны выполнять учитель и ученики.

Во вспомогательной школе применяются такие же ме­тоды обучения, что и в массовой школе. В связи с тем что методы обучения характеризуются многими показателя­ми, невозможно создать их единую классификацию. По­этому их классифицируют по нескольким основаниям. Ряд ученых исследователей — ЕЛ. Голаг, Д.О. Лордкипанид-зе, ЕМ. Перовский — отмечали, что значительное влия­ние на процесс обучения оказывают те источники, из ко­торых учащиеся черпают знания.

На этой основе они выделяют словесные, наглядные и практические методы обучения. По характеру учебно-позна­вательной деятельности учащихся, по овладению изучаемым материалом (классификация ММ. Скэткинэ, ИЛ. Лернера)

314

Выделяются методы — объяснительно-иллюстративный, реп-одуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, эвристический, исследовательский. В основу классификации МЛ. Данилова и Б.П. Есилова положены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе обучения. В зави­симости от этого все методы подразделяют на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применения умений на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Используя целостный подход при классификации ме­тодов, Ю.К. Бабанский выделил три группы методов

обучения:

1) организация и осуществление учебно-познавательной

деятельности;

  1. стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;

  2. контроль и самоконтроль за эффективностью учеб­ но-познавательной деятельности.

Так как большое значение для образования и воспитания умственно отсталых детей имеет трудовая деятельность, то для методов обучения на уроках труда применима своя особая классификация.

Из общепринятых классификаций методов обучения на уроках труда во вспомогательной школе применяется та классификация, которая характеризуется источником по­лучения знаний в зависимости от органов чувств.

Методы обучения делятся на три группы:

  1. словесные — рассказ, инструкции, беседа;

  2. наглядные — демонстрация различных наглядных пособий, трудовых приемов и операций, ТСО;

  3. практические — упражнения, самостоятельная ра­ бота учащихся, лабораторные работы, наблюдения, графические и письменные работы.

Но опора на чисто практические действия в отрыве от слова и наглядности приводит к формированию неосознан­ных действий и появлению стереотипов в трудовой дея-

315

тельности Поэтому на уроках ручного труда необходимо такое сочетание познавательных средств, при котором обес­печивается связь между словом, наглядностью и действием. Необходимо подчеркнуть тот факт, что учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и приме­нить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом.