logo search
коррекционная педагогика стр

59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении

Формой называют внешнее выражение какого-либо со­держания. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учи­теля и учащихся, осуществляемой в установленном по­рядке и определенном режиме. В общеобразовательных школах применяются урочная и внеурочная формы орга­низации обучения. В каждой из них используются фрон­тальная, групповая и индивидуальная формы организа­ции учебной работы с учащимися. Конкретными формами организации обучения являются урок, практикумы, семи­нарские и факультативные занятия, учебные экскурсии, собеседования, индивидуальные и групповые консульта­ции, внеурочные формы организации трудового обучения, домашняя учебная работа учащихся. Во всех формах обу-

312

чения важное значение приобретает характер взаимо­действия учителя и учащихся. Формы организации учеб­ного процесса в специальном образовательном учреждении имеют свои особенности.

Специальным образовательным учреждением является вспомогательная школа.

Вспомогательная школа — это специальная обще­образовательная школа-интернат или школа для умственно отсталых детей. В настоящее время вспомогательная шко­ла имеет младшие (1-4-й) и старшие (5-9-й) классы.

Специальной задачей вспомогательной школы яв­ляется коррекция недостатков психофизического раз­вития и познавательной деятельности школьников. Ис­правление недостатков развития достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения. Ис­правление речевых нарушений и моторики осуществля­ется на коррекционных занятиях — логопедических, ритмики и ЛФК.

Большое значение во вспомогательной школе имеет под­готовка умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни. Она осуществляется в младших классах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей дей­ствительности. Это возможно во время экскурсий и пред­метных уроков. В старших классах подготовка умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни осущест­вляется на специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке, а также в общей системе учебно-вос­питательной работы.

Обучение во вспомогательной школе осуществляется по специальному учебному плану, оригинальным программам и учебникам. У умственно отсталых школьников мотива-ционная сторона, как правило, ослаблена и неустойчива» Приходится создавать специальные условия для того, чтобы у детей возникла потребность решать поставленную перед ними задачу, расширяющую их кругозор, возбуждающую любознательность. С этой целью на уроках ручного труда в учебный процесс включаются элементы игры, соревно-

313

вания. Это могут быть соревнования между звеньями, бри гадами.

Важно отметить, jrro трудовое обучение во вспомога тельной школе имеет профессиональную направленность По окончании школы выпускники получают документы установленного образца, В документе об окончании ука зывается вид профессионально-трудовой подготовки и ито­говая оценка успеваемости по труду. Еще одной важной задачей вспомогательной школы является то, что она не сет ответственность перед обществом и государством за образованность умственно отсталого ребенка, за его тру довую подготовку.