logo search
TOiPT_Sytina

Общедидактическая система критериев отбора содержания образования ( ю.К. Бабанский, и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)

Название способа

Характеристика способов

Учебные предметы

Линейная структура

Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, системности, доступности.

История, языки, литература, музыка и др.

Концентрическая структура

Предполагает возвращение к изучаемым материалам. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

Физика, химия, биология и др.

Спиральная структура

Учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Общественные, педагогические, психологические науки.

Смешанная структура

Я вляется комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Проведите анализ учебных планов и государственных образовательных стандартов для разных типов школ.

2. Составьте таблицу по схеме

Компоненты содержания образования

Функции реализации компонентов содержания образования.

Способы усвоения содержания образования.

3. Дайте характеристику базисного учебного плана.

4. В чем состоят сходство и различие между общим и профессиональным образованием?

5. Какие факторы влияют на цели и содержание общего образования?

6. Как решался вопрос о состоянии усвоения знаний и умственного развития в теориях формального и материального образования? Как этот вопрос решает современная теория обучения?

7. Зачем нужен государственный образовательный стандарт?

8. Составьте логико-смысловые модели по вопросам СРС.

Литература

1. Закон Республики Башкортостан об образовании [текст]. – Уфа: [Мир печати] , 2007. – 60с.

2. Закон Российской Федерации об образовании [текст]. – М: Омега-Л, 2004. – С.14, 15, 16-18, 20.