logo search
коррекционная педагогика стр

56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития

306

личности. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколе­ниями посредством их взаимодействия.

В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатыва-ются с учетом особенностей обучаемых, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения.

Процесс обучения состоит из следующих основных ком­понентов.

Целевой компонент отражает осознание учителями и принятие учениками целей обучения. В процессе обучения достигаются три основные группы целей: образователь­ные, воспитательные, развивающие. Образовательные цели связаны с овладением учащимися системой научных зна­ний, умственных и практических умений и навыков.-

Развивающий компонент связан с развитием внимания, памяти, мышления, творческих способностей, использо­вания приобретенных знаний и умений в различных ситу­ациях.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает формирование у школьников мотивов учения и стимулирование их учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.

Содержательный компонент определяется учебным пла- ном и учебной программой изучаемого предмета. Содер-жание тем отдельных уроков конкретизируется непосред­ственно учителем в каждом отдельном случае.

Операционно-деятельностный компонент связан с про-. цессуальной стороной обучения: восприятием учебного материала, его осмыслением, запоминанием и применени­ем его на практике.

Эмоционально-волевой компонент предполагает возник- новение у учащихся интереса к учению, влечение к учеб­но-познавательной деятельности. Он также предполагает приложение волевых усилий, направленных на преодоле­ние учащимися внешних и внутренних препятствий, воз­никающих в процессе обучения.

307

Контрольно-регулировочный компонент связан с орга­низацией обратной связи учителем в ходе учебно-познава­тельной деятельности учащихся. На основе контроля за ходом усвоения учебного материала учащимися учитель в случае отклонения от запланированного вносит соответству­ющие коррективы в дальнейший ход учебного процесса. На характер регулирования существенное влияние оказы­вают сложность учебного материала, его объем, уровень обученное™ учеников, наличие наглядных пособий и т. п.

Оцекочио-результативный компонент предполагает оценку учителем и самооценку учениками результатов обу­чения. Регулярное использование этого компонента в обу­чении повышает активность учащихся, формирует ответ­ственность и прилежание к работе, предупреждает упуще­ния в учебной работе.

Обучение может осуществляться в следующих учебно-воспитательных учреждениях: дошкольные образователь­ные учреждения, начальные учебно-образовательные уч­реждения, основные образовательные учреждения, сред­ние учебно-воспитательные учреждения, внешкольные обучающие и воспитательные учреждения, профессиональ­но-технические учебно-воспитательные учреждения, сред­ние специальные профессионально-образовательные уч­реждения, высшие профессионально-образовательные уч­реждения, учреждения, осуществляющие подготовку на­учных и научно-педагогических кадров, учреждения, осуществляющие повышение квалификации и переподго­товку кадров.