logo search
коррекционная педагогика стр

81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении

Профессионально-педагогическая деятельность педаго­га, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении, осуществляется по отношению к ребенку сквозь призму понятия «направление развития личности». Для осуществления коррекционной деятельности учителю важ­но научиться диагностировать направление развития лич­ности, которое может быть трояким и включать в себя:

  1. правильное развитие личности;

  2. развитие личности по нисходящей линии;

  3. выпрямление личности.

Соответственно, в профессионально-педагогическую (кор-рекционную) деятельность учителя (воспитателя) входят два основных вида действия:

  1. анализирующее;

  2. корректирующее.

В практической деятельности педагога эти два действия постоянно переплетаются. Анализ взаимоотношений ре­бенка с окружающим миром дополняется анализом его поступков.

Основные принципы педагога, работающего с трудными детьми:

  1. трудные дети требуют любовного внимания и под­ хода, но прежде всего должен быть выявлен источник трудностей воспитания;

  2. нужно добиваться гармоничности воздействий на ре­ бенка со стороны родителей, коллектива;

  3. для детей с аномалиями интеллекта особое значение имеет умственное воспитание в процессе овладения знаниями;

  4. важны единство воспитания и самовоспитания, не­ допущение стихийности в развитии личности ре­ бенка; формирование чувства коллективизма;

  5. недопустимы «сильнодействующие» средства — на­ казания в детстве и отрочестве. Способы воспита­ ния должны быть тонкими, точными, не разруша­ ющими нервную систему ребенка и воспитываю­ щими благородные чувства. В процессе занятий с детьми необходимо развивать и корректировать их речь, формировать планирующую и регулирующую функции речи. Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов.

Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:

352

353

1) развитие интеллекта с опорой на зону ближайшего развития;

  1. развитие в адекватном темпе;

  2. развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

  3. развитие по откорректированной программе;

  4. вовлечение в интересную деятельность (игры);

  5. устранение некомфортности среди сверстников;

  6. воздействие через эмоциональную сферу (например, музыку);

  7. объяснение материала в интересной форме;

9) нестандартные формы обучения (кроссворды, го­ ловоломки, шарады и т. п.);

10) гибкая система контроля знаний и их оценки.

К приемам педагогического воздействия относятся:

1) приемы, содействующие улучшению взаимоотношений

педагога и ребенка, — проявление доброты, внима­ния, заботы, просьба, поощрение, доверие, выражение положительного отношения, авансирование личности, обходное движение {защита ребенка в противовес ок­ружающим), прощение, проявление огорчения;

2) приемы, способствующие повышению успеваемости: организация успеха в учении, ожидание лучших ре­ зультатов;

3) приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков: убеждение, доверие, мо­ ральная поддержка, вовлечение в интересную дея­ тельность, пробуждение гуманных чувств, нравствен­ ное упражнение.