logo search
коррекционная педагогика стр

85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности

Выявление причин, осложняющих обучение, и оказание диагностико-консультативной помощи родителям и педа­гогам призваны осуществлять специалисты постоянно дей­ствующих межведомственных психолого-медико-педагоги­ческих комиссий (ПМПК), функционирование которых регламентировано соответствующим постановлением Пра­вительства РФ (№ 1233 от 08.12.1990 г.). Типовое поло­жение о ПМПК утверждено коллегией Министерства обра­зования РФ от 12.04.1995 г.

Психолого-медико-педагогическая комиссия является юри­дическим лицом и несет в соответствии с этим всю полноту ответственности за свою коррекционно-диагностическую и консультативную деятельность. Комиссия осуществляет ком­плексную психолого-медико-педагогическую диагностику де­тей и подростков в возрасте до 18 лет по определению форм и содержания их воспитания и обучения с учетом социальных, психологических и физических возможностей.

Поэтому обязательными членами комиссии являются: врач-психоневролог, учитель-дефектолог, логопед, пси­холог.

Таким образом, семья получает возможность все­сторонне обследовать ребенка и получить заключение экспертной комиссии с рекомендациями. С учетом поло­жений Конституции создаются законы, предусматрива­ющие правовые гарантии детям и взрослым с отклоне­ниями психофизического развития (например, Закон

«О социальной защите инвалидов», Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности» и др.» На основании зако­нов, формирующих нормативно-правовую базу вопроса, родители получают право непосредственно присутство­вать при работе психолого-медико-педагогической комис­сии, не соглашаться с поставленным ею диагнозом и обжаловать решение данной комиссии в суд. При этом назначается независимая экспертиза, и родители ребен­ка с ограниченными возможностями имеют право выбо­ра экспертов.

В случае, если родители не обжаловали решение ко­миссии или же суд подтвердил правомочность сделанного ею вывода, решение психолого-медико-педагогической ко­миссии вступает в силу и может выражаться как в виде рекомендации, так и предписания. Например, о перево­де умственно отсталого ребенка из обычного детского сада или школы в специальное образовательное учреж­дение. Проблемами в области диагностики развития не­типичных детей является временная ограниченность рамок социального, медицинского и психолого-педаго­гического обследования, отсутствие отдельных помеще­ний (комнат) для специалистов, что, с одной стороны, позитивно, так как возможна работа в команде, повы­шающая объективность выводов, а с другой стороны, ребенок находится в гиперстрессовом состоянии. Все это может привести к диагностической ошибке, а следователь­но, к выбору неадекватных способностям ребенка мер психосоциального и коррекционно-компенсаторного воз­действия, образовательных программ реабилитации. Проблема ранней диагностики актуальна в силу нали­чия значительного количества наследственных наруше­ний развития, что затрудняет реализацию процессов адаптации и реабилитации, а в ряде случаев делает их невозможными.

360

361