logo search
коррекционная педагогика стр

87. Принципы и основные направления

реформирования специального образования

В Российской Федерации для улучшения жизни и раз­вития детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется Концепция реформирования системы специ­ального образования, Концепция службы специальной пси­хологии в образовании, Концепция федеральной системы

362

363

непрерывного многоуровневого интегрированного профес­сионального образования инвалидов. Появились различ­ные интеграционные формы обучения детей и подростков с отклонениями в развитии.

Открыты новые формы профессионального образования. Это такие образовательные учреждения, как Санкт-Петер­бургский государственный педагогический университет, Шадринский физкультурно-педагогический колледж в Кур­ганской области, Московский государственный техничес­кий университет им. Н.Э. Баумана, Социальный институт Уральского государственного педагогического университе­та и многие другие. Открываются школы и группы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-воле­вой сферы и поведения, с глубокой умственной отсталос­тью, со сложными комбинированными и другими наруше­ниями развития. Строится множество специально обору­дованных детских площадок, в том числе спортивных и пилотных площадок.

Главный принцип реформирования специального обра­зования заключается в совмещении психолого-педагоги­ческий и медико-социальной помощи детям-инвалидам. Для этого увеличивается состав специалистов, работающих в подобных заведениях. Каждый ребенок с отклонениями в развитии требует к себе пристального внимания и индиви­дуального подхода. Для этого создаются отдельные груп­пы с различными заболеваниями, с разной степенью забо­левания, по возрастным категориям. С некоторыми деть­ми занимаются индивидуально. Одно из направлений реформирования системы специального образования но­сит воспитательный характер.

Это создание групп по умственным и физическим воз­можностям детей (кружков рисования, пения, музыки, спортивных секций и др.).

Для обеспечения доступного профессионального обра­зования необходима разработка нормативов организации учебного и реабилитационного сопровождения, материаль-

364

но-технического и кадрового сопровождения, механизмов лицензирования и сертификации образовательно-реабили­тационной деятельности. Предстоит очень большая, но необходимая работа по организации обучения детей, кото­рых раньше считали необучаемыми.

Еще одна задача специалистов — определение за­болевания и возможности развития ребенка на разных эта­пах его жизни.

Нередко поставленный в детстве диагноз и решение, что развитие человека с отклонениями может выражаться лишь в незначительных его формах, приводят к тому, что ребенок остается на той же стадии развития многие годы.

Необходимо присматриваться к любым малейшим из­менениям в развитии ребенка (в лучшую или худшую сто­рону) и своевременно совершенствовать программу, вы­бранную для него.