logo search
коррекционная педагогика стр

16. Нарушение речи у детей школьного возраста

Приобретенные навыки общения со сверстниками про­должают формирование и в школьные годы. Речь начина­ет играть все более важную роль, так как связана уже не

233

просто с процессом познания окружающего мира, но и с процессом обучения. Проблемы с речью, не решенные в дошкольном возрасте, усугубляются по мере взросления ребенка. Более того, к ним могут присоединиться и другие дефекты. Расстройства письменной речи чаще всего про­являются именно в это время. Классификация этого типа нарушений основывается на сенсорно-продуктивной дея­тельности ребенка. Выделяют дислексию и дисграфию.

Дислексия характеризуется неадекватностью процесса чтения и проявляется в виде повторяющихся ошибок и замен одних языковых единиц на другие. Причина заклю­чается в незрелости психических функций, отвечающих за процесс чтения. Различают следующие формы дислек­сии: фонематическая (не воспринимаются звуки слова, не работают функции фонематического анализа и синтеза), семантическая (отсутствуют процессы звукослогового син­теза и разграничения смысловых связей слов в предложе­нии), аграмматическая (не воспринимаются грамматиче­ские аспекты законченных высказываний), мнестическая (отсутствует связь между самой буквой и ее звучанием) и оптическая (путаются и взаимозаменяются сходные по на­писанию буквенные символы).

Дисграфия — полное или частичное нарушение про­цесса письма. Симптомами считаются нестабильные обра­зы букв, их пропуски, повторяющиеся ошибки в написа­нии предложений. Чаще всего дисграфия тесным образом связана с дефектами устной речи и обусловлена отсутстви­ем концентрации внимания и незрелостью функций звуко­вого анализа. Выделяют следующие виды дисграфии: ар-тикуляционно-акустическая (неадекватность восприятия фонем, искажение звукоряда при воспроизведении), акус­тическая (только неадекватность восприятия фонем), дис­графия, связанная с нарушением функций языкового ана­лиза и синтеза, аграмматическая (невозможность правильно построить согласованное предложение) и оптическая.

В школьном возрасте также могут возникнуть и на­рушения устной речи, такие как афазия (в результате вое-

234

паления коры головного мозга нарушается процесс вос­приятия или формирования речи), брадилалия (патологи­чески замедленный темп речи) и тахилалия (патологиче­ски ускоренный темп речи).

С педагогической точки зрения нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в их приме­нении. К первым относятся проблемы с речью в целом, а вторые включают в себя патологически неправильное упот­ребление языковых единиц. Психолого-педагогический подход в качестве коррекции предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психо-логический рассматривает механизмы образования пробле­мы и симптоматику.

Кроме того, можно говорить о возникновении речевых патологий в период школьного возраста по причине пере­несенного стресса, что отражает воздействие на централь­ную нервную систему в целом/Таким образом, нарушение речи чаще служит симптомом более серьезной проблемы и поводом обращения в первую очередь к психологу, а уже потом к логопеду.