logo search
коррекционная педагогика стр

19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения

Детьми с девиантным (отклоняющимся) поведением счи­тают детей в нормальном психическом состоянии, поведе­ние которых не укладывается в социально принятые рам­ки. Девиантностью называют любое отклонение от нор­мы, как позитивное, так и негативное. Позитивная деви-антность подразумевает крайние проявления таких поло­жительных чувств, как преданность, честность, откры­тость, общительность, доверчивость и многие другие. Де­тям с позитивной девиантностью приходится очень много работать со своим поведением и внутренним миром, чтобы ♦уложиться» в границы нормы. Негативная девиантность характеризуется такими проявлениями, как агрессивное поведение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суи­цид, целенаправленные и сознательные правонарушения (воровство, хулиганство). В настоящее время максималь­ное внимание уделяется несовершеннолетним, относящимся ко второй группе, так как именно они представляют наибольшую угрозу для других людей и для общества в целом. Кроме того, негативная девиантность находит выра­жение у большинства детей с отклонениями в поведении.

Дети с легативной девиантностью в поведении могут разделяться на трудновоспитуемых > педагогически и со­циально запущенных школьников и правонарушителей. Трудновоспитуемый ребенок — это личность, имеющая проблемы с формированием полноценной и гармоничной индивидуальности и в качестве противодействия оказыва­ющая активное сопротивление педагогу, провоцируя за­рождение и развитие конфликтных ситуаций. Трудновос-

239

питуемость очень часто является показателем наличия воз­растного кризиса, неумения найти подход к ребенку, де­фектов социального и психологического развития, педаго­гических ошибок учителей и родителей. Поскольку в те­чение своей жизни нам приходится сталкиваться со слож­ными стрессовыми ситуациями, которые требуют от нас максимальной концентрации, то можно сказать, что все мы в тот или иной период жизни являемся трудно­воспитуемыми и неконтактными. Все дети проходят через кризисную фазу подросткового возраста, в разной степени становясь трудновоспитуемыми, и продолжительность этого явления также разная. Поэтому о трудновоспитуемом школьнике говорят в случае наличия устойчивых недо­статков характера.

Педагогическая запущенность — это состояние, пред­полагающее прочные отклонения от нормы в сознании и нравственности как результат влияния окружающей сре­ды и ошибок в воспитании. Если в случае трудновоспиту-емости мы видим агрессивного или замкнутого ребенка, отрицающего межличностный контакт с педагогом или психологом, то при педагогической запущенности наблю­дается незрелость социальной стороны личности, прояв­ляющаяся в поведении, которое не соответствует данному возрасту. В учебе такие дети проявляют неумелость, за­трудненность. Внутренний мир беден, воображение и твор­чество находятся на низком уровне, формирование созна­ния отстает и часто имеет инфантильное выражение. На этот фон накладывается быстрая утомляемость, отсут­ствие умения сконцентрироваться и выделить задачи первостепенной важности, противоречивое отношение к себе и окружающему миру, попытка найти свое место в жизни. Подростки еще не умеют предвидеть все последствия сво­их действий, поэтому мелкое хулиганство перерастает в правонарушения.