logo search
коррекционная педагогика стр

3.5. Критерии явления «норма - аномалия»

Закономерно встает вопрос о том, как определить педа­гогу общеобразовательной школы степень тяжести нару­шения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопа­тий Ганнушкина — Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Первый признак — относительная стабильность ха­рактера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетель­ством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных различи­ях между «нормальными и ненормальными людьми». От­клоняющиеся черты у нормального ребенка являются слу­чайным признаком, от которого он может легко отделать­ся, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети под­даются обычному воспитательному воздействию и способ­ны к необходимой социальной адаптации.

Второй признак — «тотальность проявлений харак­тера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» — другой, то это не патология.

Третий признак — социальная дезадаптация, заклю­чающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).

116

117

Есть и другие критерии оценки, позволяющие устано­вить отклонения в любом поведении. Крупный англий­ский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил сле­дующие критерии:

1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка.

Некоторые особенности поведения являются нормаль­ными только для детей определенного возраста. Так, тре­вога при разлуке с близкими (матерью) типична для ма­лышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями — возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близ­кими — явление весьма редкое и поэтому ненормальное.

Что касается половых различий, то даже в позднем дет­стве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми жен­скими чертами, а у большинства девочек — некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это — нарушение.

2. Длительность сохранения расстройства.

Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продол­жаться от одного дня до нескольких недель. Если же та­кое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.

3. Жизненные обстоятельства могут вызывать времен­ ные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психоло­ гическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое — обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних усло­ виях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоя­ тельств жизни ребенка. Для многих детей появление млад-

шего ребенка в семье может стать фактором таких колеба­ний. Смена школы или класса — событие, которое вызы­вает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.

  1. Дифференциация нормального и аномального пове­ дения не может быть абсолютной. Поведение ребенка дол­ жно оцениваться с точки зрения норм его непосредствен­ ной культурной среды. Поэтому важно учитывать социо­ культурные различия, которые имеют место в обществе.

  2. Важно иметь в виду степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд сим­ птомов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касают­ ся разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.

  3. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характер­ нее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстрой­ ства. Очень важно выяснить частоту и длительность про­ явления неблагоприятных симптомов.

  4. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые харак­ терны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно от­ носиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.

  5. Ситуационная специфичность симптома. Следует об­ ращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный крите­ рий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не

118

119

является вполне достаточным. Необходимо учитывать, на­сколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важ­но помнить, что конкретный ребенок — это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление ха­рактера нарушений развития личности конкретного ре­бенка.