logo search
коррекционная педагогика стр

18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи

Диагностикой речевых патологий и их коррекцией за­нимается логопедия. Речевые нарушения чаще всего бы­вают проявлением более серьезных проблем (например, заболеваний центральной нервной системы), поэтому очень часто дети с подобными отклонениями имеют слабое здо­ровье в целом, подвержены головокружениям, приступам слабости, перепадам артериального давления. Соответ­ственно, процесс обучения затрудняется сниженным вос­приятием.

В задачи коррекционной педагогики входят такие, как своевременное выявление и исправление нарушений, обу­чение родителей и педагогов общим понятиям логопедии. В течение коррекционных занятий происходит стимули­рование познавательных потребностей ребенка, корректи­рование патологий и помощь в овладении процессом ум­ственной работы, которая, в свою очередь, необходима для продуктивного освоения языка. Речевая активность также нуждается в повышенной стимуляции, так как дети с нарушениями вербализации своих высказываний отли­чаются пониженным коммуникативным уровнем. Для это­го производится стимуляция не только речевой, но и ре-

237

чемыслительной деятельности ученика, куда включается мотивированность высказывания, предвидение конечного результата, обучение отбору лексических, грамматичес­ких, синтаксических форм выражения своих мыслей. Осо­бенности проведения коррекционно-педагогической рабо­ты с такими детьми заключается в том, что их пси­хофизическое состояние крайне неустойчиво, следовательно, постоянно меняется их настрой на работу, возникает рас­сеивание внимания, быстрая утомляемость. Следует по­мнить и о том, что восприятие оценок и замечаний педа­гогов крайне обострено. Принимая во внимание все выше­сказанное, при коррекционной работе рекомендуется об­легченный режим обучения. Облегченный режим обуче­ния характеризуется индивидуальным подходом и особым психологическим климатом. Педагог должен мягко и кор­ректно указывать на ошибки ученика, более детально и подробно излагать свои инструкции, обращая внимание на манеру собственной речи. Речь преподавателя должна быть четкой, внятной, выразительной, а предложения — короткими, без сложных оборотов. Например, заикающихся детей рекомендуется опрашивать с места, не в первую оче­редь или после занятий, не заменяя устный ответ пись­менным.

В случае более тяжелых нарушений предлагается пере­вод ребенка в специальную школу, где существует две раз­новидности классов — для детей с тяжелой степенью заи­кания и поражениями центральной нервной системы (на­пример, афазией). Учебная программа в таких школах более растянута во времени (12 лет обучения) и имеет ряд специфических коррекционных приемов. Характерна и низкая численность учащихся в классе (не более 12 чело­век). После окончания такой школы дети получают аттес­тат о неполном среднем образовании. В образовательных программах таких школ предусмотрено среднее специаль­ное образование. При этом образовательная работа соче­тается с лечебно-оздоровительными мероприятиями, со­блюдается единство коррекции речи, общей жизнедеятель-

238

ности организма и психических процессов. Работа с вока­булярием детей направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, умение оперировать лекси­ческими единицами с полным осознанием семантики для построения связного и точного высказывания.