logo search
сборник Отечественная война 1812 г

Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года

Двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской империи. Изучение влияния на судьбу народов отечественной войны 1812 года на сегодняшний день является актуальным.

История – единственная наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.

Отечественная война 1812 года – общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе и наших земляков – башкир. Все поднялись на защиту.

В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.

Во время сражений башкирские конники проявляли мужество и отвагу. Описывая сильную стычку с французской кавалерией, Р. Вильсон отмечает “личную храбрость” башкир, которые, только что прибыв в армию, бросились на французов вместе с другими казаками вплавь через р. Аллер. Башкирские конники, стреляя из луков, “с большим эффектом атаковали отряды врага, захватив пленных”. Р. Вильсон не раз подчеркивал храбрость и бесстрашие башкирских конников в борьбе с такой сильной регулярной армией, как французская.

Отечественная война 1812 года оказала влияние не только на судьбу башкирского народа, но и на развитие религии и культуры народа.

По указу императора Александра I в 1813 г. мусульмане получили право построить мечеть в Татарской слободе, на участке купца 1-й гильдии Назарбая Хамалова. В память доблестного участия татаро-башкирских полков в Отечественной войне 1812 года мусульмане Москвы в 1813 году получили разрешение на открытие молитвенного дома в Татарской слободе. В 1823 году было дозволено строительство каменного здания на участке купца Назарбая Хамалова.

В 1881 году молельный дом был перестроен: возведены минарет и купол, после этой реконструкции здание первой Московской мечети обрело завершенный вид мусульманского культового сооружения.

Вплоть до начала XX века мечеть на Большой Татарской являлась единственным официальным местом молитвенных собраний московских мусульман, проводившихся до 1913 года ахунами (наставниками) из известного рода Агеевых.

Возрождение деятельности мечети началось лишь с 1991 года, когда общество "Байт Аллах" получило ордер на бессрочное пользование зданием. Помощь в возрождении Исторической мечети оказал шейх из Аравии: на выделенные им деньги турецкая строительная фирма реставрировала мечеть, и в мае 1993 года она вновь открылась для мусульман.

Отечественная война 1812 года, оказала сильное влияние на мироощущение башкир, которое заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах.

Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния. ("Любизар", "Эскадрон", "Кахым-туря", "Баик", "Кутузов"; "Баите о русско-французской войне", "Баите о Кутузове").

Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей Родины - России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народах Башкортостана, глубоко волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции.

В популярной песне «Баик» рассказывается о последнем этапе Отечественной войны – о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной Кутузовской армии-победительницы.

В этом цикле особое место по своей поэтике занимает песня “Любизар”. В ней не дается картина какого-то определённого события, как того требует специфика жанра. Напротив, она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и кончая возвращением домой башкирских конников после блистательного завершения войны.

Участие башкир в Отечественной войне 1812 нашло отражение в мемуарах Д.Давыдова, С.Глинки, Н.Раевского и уфимца В.Зефирова, в творчестве участника войны Буранбай-Яркей сэсэна, легендах и преданиях "Кахым-туря", "Абдрахман Акьегет", "Вторая армия".

В предании «Вторая армия» устами старого и мудрого воина пат­риота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над ино­земными захватчиками. И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, данное родине и своей любимой.

Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию в творчестве Орловского, относятся, вероятно, к 1806 году, основная же их часть создается в 1812—1813 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей.

В своих произведениях он с особым вниманием относился не только к передаче национальных особенностей лица модели, но и стремился проникнуть во внутренний мир человека. Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова башкира» (1817, Варшава).

Как уже отмечалось, башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где по их словам, «доказывали преданность и усердие Отечеству». Французы отмечали их удивительную меткость и смелость. Боевые качества башкирских конников – смелость, решительность, бесстрашие и выносливость – отличали их во всех военных походах и сражениях. Они представляли собой довольно значительную военную силу, особенно когда действовали в привычных условиях – в лесах, степях и горах, где они были почти неуловимыми, угнаться за ними было невозможно.

О всенародном характере Отечественной войны 1812 года сви­детельствуют песни об участии в ней женщин-башкирок. Так, в песне «Иремель» говорится о женщине, вместе с мужем отпра­вившейся на войну против французов. Она, напоминает известный «Рассказ башкирца Джантюры», записанный от участника войны В. Зефировым и опубликованный ещё в 1847 году.

Главным героем исторических песен об Отечественной войне 1812 года, рождённых в условиях огромного душевного подъема, является народ, во многих песнях повествование ведется устами народа, выражаются его мысли и чаяния: «Мы уезжаем, мы уез­жаем, садясь на коней», «Обрушим на врага стрелы, оставшиеся от дедов», «Разгромив врага, мы вернемся с радостью на свою Ро­дину».

Любовь воина к Отчизне, презрение к врагу и вера в победу особенно ярко воплотились в песне-предании «Вторая армия». В этой песне нет отдельного героя – священная цель объединила, всех. Ее герои – старухи и молодые женщины, матери и отцы, ста­рики и дети, мужчины-егеты, весь народ. Поэтому песня обладает и удивительной силой обобщения.

В то же время песни не обошли вниманием и известные исто­рические личности, отличившиеся на войне героизмом. Самым популярным среди них является песня «Кахым-туря» о легендар­ном герое Кахыме Мырдашеве. Более полному раскрытию образа Кахым-тури служат монологи героя, которым присуще большое общественное звучание и характерны глубокие философские раз­думья о смысле жизни, о народной судьбе.

Население края добровольными пожертвованиями оказало значительную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам «доказали преданность и усердие Отечеству». В боях за свободу крепла боевая дружба народов России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т.1. – Уфа: Китап, 2004.

  2. Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3.

  3. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. – Уфа: Китап, 2005.

  4. «История Башкортостана. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г.» Учебное пособие – Под ред. И.Г. Акманова – Изд. 1-е – Уфа: Башкирское издательство «Китап». 1993 – 240 с.

  5. История и культура Башкортостана. Хрестоматия»/ Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. – М.: ОА МДС, 1997 – 480 с.

  6. Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997. – 128 с.

Е.В. Николаев,

учитель истории МОБУ СОШ №7

(г. Давлеканово РБ)