logo search
коррекционная педагогика стр

22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением

В подростковом возрасте дети, как правило, пред­ставляют собой уже сформировавшуюся личность, об­ладающую определенным набором как положительных, так и отрицательных качеств на фоне сложившегося темпера­мента. По типу темперамента люди делятся на четыре груп­пы: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. В подростковом возрасте признаки темперамента оказыва­ются максимально выраженными, поскольку характер уже сложился, а контроль над его внешними проявлениями еще не обретен. Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, а характером — индивидуальное соче­тание психических особенностей человека, обусловливаю­щее приемлемое поведение в той или иной ситуации.

Очень часто развитие и прогресс негативных и от­клоняющихся черт характера происходит с акцентуацией темперамента. По степени отклонений дети делятся на две группы: дети с незначительными отклонениями в поведе­нии и дети с выраженной акцентуацией темперамента и

характера. Существует детальная классификация наруше- ний и подробная характеристика учащихся. К первой группе относятся ленивые дети, учащиеся с пассивным поведени- ем, неорганизованные, ненастойчивые и эгоистические школьники. Ленивые дети часто учатся по настроению, не-систематически, хотя встречаются случаи полного отрица- ния учебного процесса. Часто за лень принимают отстава-ние в учебе как результат длительной болезни и неспособ­ность организма к быстрой реабилитации. Огромная ошибка и в принятии потребности в общении и свежем воздухе за лень. Обычно лень порождается болезненным отношением (гиперопекой) родителей или других ближайших родствен-ников к ребенку. Пассивное поведение школьников харак­теризуется практически полной индифферентностью к по­знавательному процессу, социализации. Такие дети облада-ют пассивным темпераментом — флегматичным (лентяи) или меланхоличным (пассивные).

Неорганизованные делятся на четыре вида: дезор­ганизаторов, малоорганизованных, частично органи-зованных и заорганизованных. Дезорганизаторы вольно или невольно срывают занятия. Ироничным ли замечанием, более глубокими познаниями в предмете они заставля­ют учителя чувствовать себя некомфортно в течение урока. Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Чаще всего такие дети импульсивны и свободолюбивы, не желают ограничивать себя во времени и возможностях. Это подкрепляется отсутствием знаний об организаторской работе и неуверенностью в своих силах. Частично организованные дети не умеют планировать время и успевают по небольшому количеству предметов. Заорганизованные дети либо слепо подчиняются установлен­ному порядку, ждут указаний, совершенно не проявляя инициативы (внешняя заорганизованность), либо в ожидании похвалы они учатся на износ, не обращая внимания на состояние своего здоровья (внутренняя заорганизованность). Ненастойчивые дети отличаются немотивированностью, легким переключением с одного вида деятель-

244

245

ности на другой (сангвиники). Им скучно на уроках. Эго­истические учащиеся интересуются только своими пробле­мами, озабочены только собственными удобствами, не об­ращают внимания на других людей.