logo search
коррекционная педагогика стр

23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении

Организация коррекционно-психологической и про­филактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, проводится в нескольких направлениях. При имеющихся отклонениях в зависимости от степени тяжес­ти и типа девиации первая стадия требует вмешательства и контроля непосредственно педагога. Учитель как чело­век, постоянно вовлеченный в процесс становления девиа­ции, имеет достаточно четкое представление о прогрессе отклонения. Соответственно, он может сделать правиль­ные выводы о причинах сложившейся ситуации, а адекват­ная и своевременная диагностика помогает ликвидации недостатка в короткий срок. В первую очередь от препо­давателя требуется повышенное внимание к ребенку, и исходя из качества отклонения вырабатывается тактика поведения. Так, например, работа с детьми-дезорганиза­торами требует не только колоссальной выдержки, но и умения направить энергию ученика в нужное русло, не потеряв при этом свое лицо. Мнимые дезорганизаторы от­личаются большим багажом знаний по некоторым предме­там, который, случается, превышает запас знаний учите­ля. Естественной реакцией учителя на это будет ярость, но в данном случае необходимо взять себя в руки и поощ­рить школьника за проделанную работу. Коррекция пас­сивно направленных личностей (необщительных, замкну­тых, с низкой работоспособностью) основывается на со­здании положительной мотивации, развитии интеллекта в целом и постепенном усложнении заданий. Задачи педаго­га, занимающегося коррекцией поведения, состоят не толь-

ко в повышении работоспособности ученика, но и в помо­щи становления личности, готовой самостоятельно спра­виться с жизненными ситуациями без ущерба для себя и окружающих»

Вообще основная функция коррекционной педагогики и психологии заключается в воспитании и поддержке пол-ноценного члена общества, адекватного человека и гармо-ничной личности» Существуют настолько запущенные слу-чаи, что необходима помощь не только психолога, но и психиатра. Регулярно проводимые психологические тесты помогают выявить многие аспекты проблем личности.

В данном случае работа направлена на ребенка. Это лишь один аспект, кроме которого необходима работа еще и с семьей школьника. Просветительская деятельность по воспитанию гармоничной и полноценной личности начи­нается на курсах молодых матерей в родильных домах и женских консультациях, продолжаясь во всех средствах массовой информации, включая Интернет. Диагностика типа семьи и проблемы должна проводиться грамотными специалистами с сохранением конфиденциальности. Тести- рование может проводиться и в групповой форме, но сооб- щение результатов — только индивидуально. Семья есть первичная система, где каждый член влияет на другого и сам подвержен влиянию. Семья как система обладает спо­собностью к саморегуляции. Системный подход к семье как к целому, где каждый член имеет свое неповторимое значение, помогает в индивидуальном порядке скорректи­ровать план психолого-педагогической коррекционной ра-боты. Только совместная работа со всеми членами семьи обеспечит продуктивный результат. Формы проведения работы могут быть групповыми и индивидуальными.