«И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
Два столетия назад в 1812 г. началась Отечественная война с армией Наполеона, напавшей на Россию. Ее исход определил дальнейший ход развития мировой истории, судьбу народов. Война оставила неизгладимый след в истории России, в истории Башкортостана. Она была всенародной войной против врага, нарушившего границы государства, посягнувшего на мир, покой граждан. В.Г. Белинский писал, что «12-й год, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил … возбудил народное сознание и народную гордость»[1]. В разгроме армии Наполеона решающая роль принадлежала русской армии, в рядах которой были представители всех народов страны, в их числе башкиры.
Война вызвала большой подъем патриотизма среди народов империи. Об этом позже писал один из участников войны С.Н. Глинка: «...не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу, башкирцы оренбургские сами собою вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки»[2].
В августе 1812 г. последовал указ правительства о формировании от 10 до 30 пятисотенных полков из башкир и мишарей, а также оренбургского атаманского тысячного полка. Начало войны совпало с недородом и голодом в Оренбургской губернии. Несмотря на это, призываемые в действующую армию шли со своим обмундированием, оружием и конем. Вооружение башкир состояло из ружья, пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами. Ружье и пистолет у них было редкостью. Обмундирование им предписывалось иметь свое. Оно выглядело следующим образом: «суконный кафтан синего или белого цвета, широкие шаровары такого же цвета с красными широкими лампасами, белая остроконечная войлочная шапка (колпак), которая на полях с двух сторон была разрезана и загнута, ременной пояс, кожаная портупея и сабля, подсумок с патронами, сапоги из коневьей кожи, которых, хотя и некрасивые, но весьма прочные»[3].
Кроме них, 12 тыс. башкир несли линейно-сторожевую службу на восточных границах империи. Таким образом, за 1811-1813 гг. башкирские кантоны мобилизовали и направили для защиты страны от врага и для охраны юго-восточной границы около 27 тыс. башкир. Мишарские кантоны снарядили 2 полка. Из национальных частей в рядах русской армии находились еще 2 тептярских и 1 полк ставропольских калмыков. В 1812 г. были созданы 3, 4 и 5-й оренбургские казачьи полки, из которых два последних составили атаманский тысячный полк. Был создан также оренбургский драгунский полк. 5 полков было сформировано уральскими казаками. Уфимцы выставили пехотный полк. Таким образом, в помощь русской армии Башкирский край выставил 45 конных полков, из которых 28 башкирских[4].
Башкирские полки показали себя преданными и боеспособными частями русской армии. Они участвовали во всех крупных боевых кампаниях войны. Особенно это ярко проявилось в заграничном походе армии в 1813-1814 гг. Они героически сражались под Варшавой, Данцигом, Лейпцигом, Веймаром, Гамбургом, Глогау и Парижем. Особенно конники отличились в сражении под Лейпцигом в октябре 1813 г., получившим название «Битва народов». В нем участвовали 1-й, 4-й, 5-й, 9-й и 14-й башкирские полки в составе армии под командованием генерала Бенигсена, которые прибыли к Лейпцигу накануне сражения. Французский генерал Марбо, позже описывая это сражение, отмечал, что накануне его русская армия получила подкрепление, где были и башкиры, вооруженные луками и стрелами. За это, - писал он, «наши солдаты прозвали башкир амурами». Генерал выделял их мужество, храбрость и бесстрашие[5].
Охваченное патриотическим подъемом население края оказывало посильную помощь русской армии не только непосредственным участием, посылая конницу и собирая денежные средства. Уже в августе 1812 г. башкиры, тептяри, мишары пожертвовали в пользу армии 500 тыс. рублей. Добровольные взносы продолжались и в дальнейшем. Кроме того, башкирами было подарено 4139 лошадей, которые ими же были доставлены в действующую армию. Это было признано в дальнейшем царским правительством. По окончании войны Александр I поручил оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому объявить от лица России «благоволение башкирам и мишарям за их похвальное усердие Отечеству, за пожертвования и участие в войне» [6]. Все это свидетельствовало о массовом добровольном участии в войне и посильном вкладе народов Башкирского края в борьбу с врагом за освобождение России.
Участие башкир в войнах России выработало у них своеобразную тактику в ходе боя: «40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела из лука. В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши 4 стрелы, колет пикою» [7].
В Отечественной войне в рядах действующей русской армии героически сражались 28 башкирских полков, 9 из которых были среди воинских частей, победоносно вступивших в Париж. Многие воины Башкиро-мещерякского войска были отмечены боевыми наградами: орденом Св. Анны, серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812-1814 гг.» [8].
Отвага и мужество башкир в войне получили достойное отражение в общественной мысли России. Так, один из видных организаторов партизанского движения поэт Денис Давыдов, активные участники войны писатели и ученые Сергей Глинка, А. Раевский, краевед Василий Зефиров в своих мемуарах и рассказах посвятили немало места показу подвигов и героизма башкирских воинов против французов в годы войны. Видный русский писатель и поэт-декабрист П. Кудряшев одним из первых с восхищением писал о героизме башкир-воинов. О ратных подвигах башкир в войне с французами писали и западноевропейские деятели культуры – писатели, поэты, художники. Так, в театре немецкого города Веймар их приветствовал великий немецкий поэт И. Гёте. Один из начальников башкирского полка подарил ему свое боевое оружие - лук и стрелу. По прошествии многих лет поэт с восхищением рассказывал об этом ценном даре.
Большое влияние на общественную жизнь Башкирии XIX в. оказали события Отечественной войны 1812 г. Ее победное завершение дало заметный толчок для развития национального самосознания народов Российской империи, способствовало росту среди них передовой общественной мысли, науки и культуры, активизации их борьбы против неравенства и бесправия. В устно-поэтическом творчестве башкирского народа произведения об Отечественной войне 1812 г. заняли особое место. Они нашли широкое отражение во всех жанрах фольклора. Песни, баиты, легенды и предания о войне были проникнуты чувствами ненависти к врагу, гордости за выполнение гражданского долга перед Родиной, идеями дружбы и братства: песни «Эскадрон», «Баик», «Кутузов "кдронности, песни " предания о войне были проникнуты чувствами ненависти к врагу, гордости за выполнение гражданского долга п», «Кахым-туря», «Вторая армия», «Прощание башкира с милой», «Песнь башкира перед сражением», легенды и предания «Командир Кахым», «Абдурахман Акзигит» и др. Башкиры-воины, как и другие народы России, с честью выдержали клятву, данную Родине, своим близким. Это нашло отражение в песне «Любизар»:
«В России французы
Смогли себя узнать,
Под натиском русских, башкир
Любезники, любизар,
Любезники, любизар,
Молодчина, молодец!
И в Москву вошли мы,
И Париж видали мы,
Землю потрясали мы.
Молодчина, молодец!
Когда французов побеждали»[9].
Интересна история этой песни: главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов принял с докладом командира одного из башкирских полков и за отвагу похвалил следующими словами: «Любезные вы мои башкирцы, хорошо деретесь». Вернувшись, он рассказал об этом своим воинам. Они и сложили эту песню»[10].
В башкирском фольклоре имеются баиты военно-исторической тематики, посвященные Отечественной войне 1812 г.: баит дерева, баит французской войны, французский баит, баит о русско-французской войне, баит российского воинства, баит о Кутузове[11].
Сохранилось немало легенд и преданий о войне. Среди них особое место занял рассказ башкира Джантюры о своей жене, сопровождавшей его в годы войны, о чем поведал известный краевед В. Зефиров[12]. Таким образом, в различных жанрах башкирского фольклора рассказывается об Отечественной войне, участии башкир, их мужестве и стойкости в борьбе с врагом, о славе Кутузова, о возвращении с победой домой. Героизм башкир-конников получил отражение не только в изустной литературе. Этой теме посвящали произведения поэты и писатели, а также драматурги. Так, известный башкирский писатель Ф. Туйкин в 1912 г. к 100-летию Отечественной войны написал драму «Ватан кахармандары» (Герои Отечества), где вновь прозвучало восхваление башкирских воинов в войне с французами[13].
Отечественная война 1812 г. явилась одной из героических страниц славной истории России. Все народы страны были охвачены одним желанием – помочь армии для скорейшего разгрома врага. В годы войны ярко проявилось братское содружество всех народов страны, совместными усилиями которых была одержана победа над армией Наполеона. Немалым был вклад народов Башкорстана. На территории края были сформированы 28 пятисотенных конных полков, которые отважно сражались с врагом на территории России и за ее пределами. Они участвовали и в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. Башкирские конные полки своей отвагой и мужеством стали гордостью воинской славы России. В последующие периоды отечественной истории в периоды военных кампаний широко использовались традиции формирования иррегулярных воинских соединений, чему послужил опыт башкирских конников в период войны с французами. В годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были сформированы кавалерийские соединения – кавалерийская бригада под командованием М.Л. Муртазина, легендарные две Башкирские кавалерийские дивизии – 112 и 113, которые стали гордостью воинской славы России и Башкортостана. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. при проведении культурно-просветительной работы широко использовались многочисленные факты из героической борьбы народов страны, в том числе Башкирии, в Отечественной войне 1812 г. Так, в республиканской библиотеке организовывались выставки на различные темы, в частности «Отечественная война», подбирались редкие издания, в которых описывались сражения с Наполеоном и др. В вузах республики преподавателями читались лекции о героическом прошлом страны, где немало места уделялось этой теме[14].
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа