logo search
TOiPT_Sytina

Понятие процесса обучения

Традиционно обучение рассматривается как двусторонний процесс преподавания и учения:

- процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения и поведения учащихся;

  1. - обучение- акт взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения последним некоторого отрезка содержания социального опыта.

Первый существенный признак процесса обучения - познание учеником окружающего мира. С точки зрения формальной логики этот признак является родовым. Он требует анализа познавательной деятельности ученика с учетом того общего, что присуще процессу познания в целом независимо от видов и форм человеческой деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения. Если существуют этапы процесса познания, диалектика перехода от одного этапа к другому, то человек в каждый период своего развития находится на одном из этапов познания и будет иметь возможность для перехода на более высокий его этап.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ОБУЧЕНИЕ»

С ООТНОШЕНИЕ ТРАКТОВОК ПОНИМАНИЯ СУТИ ОБУЧЕНИЯ

Функции процесса обучения:

Модель структуры процесса обучения:

Структура процесса обучения построена на связях, которые определяют закономерности, в результате чего, процесс обучения - это целостная система.

Различают следующие цели: общие и конкретные.

Общие цели - основной характеристикой является долгосрочность и длительность.

Выдвигаемая на долгое время общая цель, как правило, не подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна широта охвата, она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание, обучение человека. Общая цель чаще всего и определяется как обобщенно выраженное намерение, как цель – интенция (стремление, намерение), но она не определяет конкретный результат. Она указывает лишь «путь, маршрут, по которому следует идти, но не пункт назначения».

Таким образом, для общей цели характерно: устремленность, направленность, неопределенность достижения, широта, структурность (наличие состава промежуточных целей).

Конкретные цели – представляют собой уточненные представления о желаемых изменениях учащихся.

Уточненность следует понимать, как указание на конечный результат и возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения. Таким образом, конкретные цели несут в себе большие технологичности. Конкретные цели не столь устойчивы, более кратковременны, изменяемы за определенный период. Т.к. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат деятельности, они должны быть сформированы. Для конкретных целей характерно: конечность, определенность, технологичность.

Таксономия целей – закономерный порядок построения целей:

1. Цели социально детерминированные;

2. Всеобщие цели- цели школьной политики;

3. Цели конкретной школы (цели тактичные - конкретные; стратегические - общие на 11 лет);

4. Цели конкретного учебно-воспитательного процесса;

5. Цели конкретного предмета;

6. Цели раздела предмета;

7. Цели урока;

8. Цели задания;

9. Цели конкретного ученика.

Способы постановки целей:

1. Определение целей через изучаемое содержание.

Такой способ дает только указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Этот способ недостаточен, так как он не является инструментальным по отношению к учебному процессу и не дает возможности судить о достижении той или иной цели.