logo search
коррекционная педагогика стр

25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» при­меняется для определения детей с минимальными орга-ническими повреждениями или недостаточной деятель­ностью центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфантильное поведение и мышление. Природа явления задержки психологического развития заключается в патологи-

248

249

ческом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройств, связанных с дея­тельностью головного мозга. С точки зрения психолого-педагогической характеристики классификация представ­ляется затруднительной по причине разнородности и раз­нообразия проявлений задержки психологического разви­тия. Детям с подобным нарушением свойственен ряд осо­бенностей, которые могут быть более или менее выраже­ны, существовать по отдельности или быть представлен­ными комплексно.

Самое главное отличие таких детей — отсутствие го­товности к процессу обучения в школе при несформировав-шихся навыках и умениях. Счет, чтение и письмо требу­ют особой программы, благодаря которой ребенок может овладеть основными навыками. Другой аспект — незре­лость эмоционально-волевой сферы, точнее ее возрастное несоответствие. Возникают проблемы с поведением, отно­шениями в коллективе и с учителем. При организации свободной деятельности они также испытывают трудности по причине неразвитости творческого начала. Подобное состояние усугубляется нездоровой нервной системой: от переизбытка информации возникают головные боли, пере­гружается нервная система (на фоне чего развивается не­рвное истощение, рассеянность внимания). Все это приво­дит к снижению работоспособности в целом. В таких слу­чаях следует относиться к ребенку с повышенным внима­нием и терпением. В зависимости от индивидуальных возможностей одни дети сохраняют силы на протяжении достаточно длительного времени, но им необходим режим вырабатывания, другие с течением времени лишь больше устают. Нехватка внимания отрицательно сказывается и на перцептивной функции, что проявляется в по­верхностности знаний, их обрывочности. Замечено, что такие дети затрудняются узнать предмет, когда тот нахо­дится в непривычной позиции, контурные и схематичные образы, особенно ь^огда те накладываются друг на друга-Темп переработки информации замедляется, поскольку про­цессы памяти недостаточно продуктивны, объем памяти ограничен.

Дети с замедленным развитием отстают во всех формах мышления. Мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение — не сформированы. Познавательная деятель­ность ослаблена. Отличие наблюдается и в речи, где характерны негрубые нарушения произношения и грамматического строя, возникающие вследствие неинтенсивной артикуляции и невнимания. Связность и логика высказы­вания не соответствуют возрастному уровню. Поведение детей в школе ближе к дошкольному, где ведущий вид деятельности — игра. Принципиальное отличие таких детей от умственно отсталых заключается в том, что при должной и своевременной коррекции можно добиться больших результатов в исправлении этого недуга. Однако это невозможно в условиях современной массовой средней школы, так как эти дети фактически выпадают из процес­са обучения.