logo search
коррекционная педагогика стр

21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения

Причины, по которым дети приобретают девиантное по­ведение, могут рассматриваться как с социальной, так и с педагогической позиции. Поскольку изначально человек

является социальным существом, то общество, в котором человек находится, имеет на него колоссальное влияние. Самым первым социумом, куда люди попадают после своего рождения, является семья. Именно в семье ребенок полу-чает представление о социальных ролях, своем месте в дан­ном обществе и приемлемых моделях поведения. В случае нарушения родителями поведенческого шаблона у ребенка складывается ложное представление о норме (в тех семьях, где принято физическое насилие, дети с меньшим уважени- ем относятся к чужому здоровью, и для них не составляет психологического труда ударить человека). При отсутствии выраженной любви между родителями дети растут тревож­ными, неуверенными в себе, замкнутыми и агрессивными, даже если на первый взгляд в семье все благополучно. Дети очень чувствительны к семейному микроклимату, поэтому все неурядицы склонны принимать на свой счет. Чрезмер­ная опека, как и чрезмерное пренебрежение со стороны родителей, также способны вызвать отклонения в поведе­нии. В первом случае дети нарушают все границы дозво­ленного, чтобы доказать взрослым собственную состоятель­ность как личности и встать с ними на одну ступень. Отсю­да вырастает повышенная агрессивность как реакция на повышенное внимание и недоверие со стороны родителей, ребенок пытается отстоять собственное «я», прибегая прак­тически к любым средствам. Желание доказать свою взрос­лость может выражаться в приобретении вредных привычек (в курении, наркомании, алкоголизме, токсикомании), в демонстративном поведении и т. д. Игнорирование родите! лями своего ребенка вызывает у последнего реакцию, на­правленную на привлечение внимания. Она может вклю-чать в себя проявления от вредных привычек вплоть до суицида. Повышенная требовательность со стороны роди­телей неизбежно ведет к развитию замкнутости и скрытно-сти у ребенка. Непоследовательность в воспитании (напри-мер, то, что запрещает отец, разрешает мать, и наоборот) провоцирует развитие и укоренение таких качеств, как лживость, лицемерие, непоследовательность.

242

243

Все вышеперечисленные недостатки воспитания прово­цируют подрыв родительского авторитета в глазах детей и, следовательно, отсутствие уважения к ним.

Следующим фактором формирования девиантного пове­дения служат взаимоотношения с учителями. Так же, как и в семье, крайности в поведении учителя ведут к неуве­ренности в себе, замкнутости, недоверчивости и озлоблен­ности, что отрицательно сказывается на отношении к учи­телю, которое переносится на предмет.

Помимо процесса обучения, от сложившейся ситуации страдают и отношения с одноклассниками. Обособление ученика учителем (как самого плохого, так и как самого лучшего) делает ребенка парией в классе. Отношение со стороны других учеников может варьироваться от индиф­ферентного до подчеркнуто агрессивного.