logo search
коррекционная педагогика стр

73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого

Педагогика сотрудничества предполагает использование демократического стиля общения и взаимодействия как основного. Существуют и такие варианты сотрудничества, как совместная творческая деятельность педагогов и уча­щихся, дружеское расположение, равноценное взаимодей­ствие, основанное на взаимном уважении педагога и ре­бенка*

Выделяются три этапа положительного воздействия на личность в формировании сотрудничества между учите­лем и ребенком с отклонениями в развитии и поведении:

I этап характеризуется вопросом-установкой «ты можешь», при положительном ответе на который выявляется зави­ симость «можно, если», ведущая ко II этапу положитель­ ного воздействия на личность, характеризующемуся воп­ росом-установкой «ты хочешь». Утвердительный ответ вы­ зывает у воспитанников, как правило, радость и осозна­ ние собственных возможностей. Удачное прохождение пер­ вых двух этапов ведет к III этапу положительного воздей­ ствия на личность. На данном этапе организуется совмес­ тная коррекционная работа «учитель — ребенок». Между всеми тремя этапами существует четкая взаимосвязь. I и

II этапы ведут ребенка к осознанию успеха и постановке новой цели (причем цель ставится совместно, а не учите­ лем) и, следовательно, к решению этой задачи. К услови­ ям обеспечения полноценного сотрудничества относятся: обеспечение душевного здоровья и эмоционального благо­ получия детей, что является необходимым условием успеш­ ности любой деятельности и обучения в том числе. Эмоци­ ональные проблемы затрудняют процесс сотрудничества,

338

сводят на нет попытки установления «качественных» вза­имоотношений. Весьма важны приобщение ребенка к на­выку самостоятельного обучения, способствующего само­изменению и саморазвитию; развитие интеллектуальных способностей ребенка, его речи, мышления, памяти, вни­мания, воображения; воспитание культуры общения. Стро­ясь на основе сотрудничества педагога и ребенка, учебно-воспитательный процесс сохраняет общий характер, то есть является возможным для всех и регулирует как отно­шения «ребенок — взрослый», так и отношения «ребенок — ребенок».

Ребенок не подражает взрослому, а ищет недостающих знаний. При обучении он должен освоить ряд разумных мыслительных операций, которые невозможно имитиро­вать. В тех случаях, когда учитель не дает готовых образ­цов и определений, ребенок вынужден осуществлять само­стоятельный поиск (познавательная инициатива ребенка).

В процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо или что он знает и умеет не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интере­сующую его учебную задачу; обращение с конкретным за­просом нового знания. В случае незнания ученик обраща­ется к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности, а с новой задачей. Он анализирует создавшую­ся ситуацию, выделяет в ней то, что ему непонятно, и ставит себе новую учебную задачу: «Я смогу это сделать, если узнаю что-то». После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками.