logo search
коррекционная педагогика стр

76. Физическое воспитание детей

с отклонениями в развитии и поведении

Целью физического' воспитания детей, проводимого в специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ниях либо классах коррекции, является создание (пре­имущественно на уроках адаптационной физической куль­туры) при помощи специальных упражнений и двигатель­ных режимов предпосылок для успешной бытовой, учеб­ной, трудовой и социальной адаптации детей.

Методика выстроена на теоретически доказанном и практически успешно апробированном факте того, что двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности, на формирование речи, эмоций, интеллекта и даже на культуру поведе­ния. Специальные программы по адаптационной физ­культуре можно использовать и на занятиях в обычных классах.

Так, например, дифференцированные игры с мате­матическим «наполнением» позволяют, не упуская ничего из программы по физическому воспитанию, помочь детям в изучении математики.

Из математических игры легко трансформируются в по­знавательные, природоведческие, лингвистические в зави-

342

343

симости от желания учителя и направления образователь­ного процесса.

В основу работы заложен естественный интерес детей к играм, движениям, желанию быть первыми во всем, но это желание удовлетворяется лишь при условии выполне­ния упражнений по математике.

Решение интеллектуальной задачи выступает свое­образным стимулом для выполнения физических уп­ражнений и задач-игр, которые все без исключения пост­роены по принципу «сосчитай — выполняй физическое упражнение». Решение арифметического задания служит стартовым сигналом к выполнению физического упражне­ния. Так, в игре «Через границу» в зависимости от числа учащихся, площади зала, индивидуальных особенностей контингента и желания учащихся на полу мелом наносят­ся две пограничные линии.

На нейтральной полосе рисуются треугольники, квад­раты и круги на расстоянии детского шага или прыжка друг от друга в такой композиции, чтобы по ним можно было пересечь «нейтральную полосу» и попасть «за гра­ницу». Ученики делятся на две команды. Для слабых можно сделать «окно» через «границу» полегче, для сильных — сложнее. Игрок команды (отряда разведчиков, погранич­ников и т. п.) должен по «своим» фигурам пройти через «границу».

Ошибки в прохождении (наступил не на «свою» фи­гуру, не полностью попал ногой в очертания фигуры) фиксируются как штраф на очко или «провал опера­ции»).

Ошибающийся разведчик штрафуется, например, пя­тью приседаниями (выбор упражнения определяется ха­рактером отклонений ребенка и заранее согласовывается с врачом соответствующего профиля). Подобным же обра­зом построены и другие игры. Все игры развивают коор­динацию движений, способность запоминать последователь­ность двигательных операций, внимание детей к своим дей-

ствиям и движениям других, умение выполнять движения по вербальной инструкции.

Задачи-игры развивают инициативу детей в движениях, помогают им вести анализ качества движений, развивают их речевые умения и коммуникативные способности и ин­теллект.