logo search
коррекционная педагогика стр

78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции

Система специальных коррекционных учебно-воспи­тательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделя­ют следующие виды учреждений: дома ребенка, детс­кие дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитаци­онные центры, профессионально-технические училища. Более подробная типология выглядит следующим обра­зом.

1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для неслышащих детей (I вид) решают за-

• дачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

  1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобра­ зовательную и трудовую подготовку, преодоление по­ следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

  2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для незрячих детей (III вид). В данных

346

347

учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное оста­точное зрение.

  1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для слабовидящих детей (IV вид). Кар­ динальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстанов­ ление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

  2. Специальные (коррекционные) образовательные учреж-

дения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слу­хом и интеллектом. Наличие выраженной речевой па­тологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

  1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для детей с нарушениями опорно-двига­ тельного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и ле­ чебно-оздоровительными учреждениями.

  2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для детей с задержкой психического раз­ вития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осу­ ществляется в объеме восьмилетней массовой шко­ лы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

  3. Специальные (коррекционные) образовательные уч­ реждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защи­ ты населения.

  4. Специальное учреждение — детский дом для слепо­ глухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здо­ровья,

11. Специальные группы при профессиональных учили­щах и техникумах для детей с умственной от­сталостью, нарушениями в области отдельных ана­лизаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.