logo search
коррекционная педагогика стр

72. Принципы и методы воспитания

Принцип (от лат. principium — «основа, первона­чало») — основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. Так как специальная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук, ее первым принципом является принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук.

С целью изучения психофизических особенностей раз­вития нетипичных детей и закономерностей их обуче­ния и воспитания коррекционная педагогика использу­ет систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют методы, направленные на изуче­ние индивидуальных психофизических отклонений и осо­бенностей различных категорий нетипичных детей, так как данное знание способствует повышению уровня об­разования в целом. Данное исследование проводится сна­чала в семье ребенка, затем в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии в условиях самостоя­тельной жизни.

Отсюда второй принцип — принцип комплексности изу­чения нетипичных людей, то есть сравнения данных, по­лученных учителями, воспитателями, психологами, вра­чами и т. д. Основная задача всех научных исследований

336

в коррекционной педагогике — это разработка эффектив­ных способов (методов) предупреждения и преодоления от­клонений в развитии детей.

Метод (от гр. «способ достижения поставленной цели») — совокупность действий и операций теоретического или практического освоения действительности. Для педаго­га — способность управлять ходом воспитательного про­цесса, строить его сообразно с логикой и закономерностя­ми развития, обеспечивая развитие личности ребенка в заданном направлении. Метод воспитания может рассмат­риваться как система действий педагога, направленная на решение конкретных задач. Метод включает в себя отве­ты на вопросы: зачем? с помощью чего? как? Система действий педагога, составляющая структуру метода воспи­тания, имеет материально-организационную (средства и формы взаимодействия) и социально-психологическую (по­зиция и приемы) стороны.

Средством воспитания могут стать книга, игра, по­знание, труд. Универсальными средствами являются дея­тельность и общение. На базе имеющихся средств процесс воспитания и обучения может проходить в разных фор­мах: индивидуальной, групповой, коллективной и т. п. Социально-психологическая сторона метода включает в себя позицию (организатора, консультанта, исполнителя и т. п.).

В педагогике существуют различные классификации методов воспитания:

  1. традиционная классификация, выделяющая методы формирования сознания; положительного опыта по­ ведения; методы поощрения и наказания (Б.В. Щу­ кина);

  2. методы воспитания: метод формирования сознания личности, метод организации деятельности и фор­ мирования опыта общественного поведения, мето­ ды стимулирования поведения и деятельности, ме­ тоды контроля, самоконтроля, самооценки и т. д. {Ю.К. Бабанский);

337

3) методы достижения цели, информационно-просве­тительский, практический, коммуникативный, оце­ночный (система методов воспитания предложена ЕЛ, Васильевой).