logo search
коррекционная педагогика стр

44. Особенности общения умственно отсталых детей

Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно-педагогической работы, так как успешность учебной дея­тельности определяется не только интеллектуальными воз­можностями, но и психологическим климатом коллектива. Оптимальные, удовлетворяющие всех членов группы отно­шения способствуют социальной адаптации умственно от­сталого ребенка. Исследованием межличностных отноше­ний умственно отсталых занимались Л.В. Викулова, Л.И. Дарговичене, ЛС.И. Намазбаева, Т.А. Процко, О. Kumuua и др. Многие исследователи отмечают задерж­ку, неустойчивость, слабую дифференцированность в раз­витии межличностных отношений умственно отсталых де­тей.

Большинство умственно отсталых долго не вступают между собой в выраженные контакты.

Особенно ярко это проявляется у детей-олигофренов с преобладанием процессов торможения, детей с тяжелыми формами умственной отсталости.

Такая задержка в развитии межличностных отношений объясняется рядом причин:

  1. сниженной или несформированной потребностью в общении;

  2. безынициативностью;

  3. неадекватной самооценкой;

  4. нарушениями речи;

5) часто выраженным эгоцентризмом.

Исследования структуры межличностных взаимо­действий у умственно отсталых, обучающихся в коррек-ционной школе, показали:

  1. для младших школьников характерна примитивная избирательность в личных отношениях;

  2. у старшеклассников наблюдается достаточно слож­ ная структура внутриколлективных отношений.

У умственно отсталых школьников вплоть до старших классов сохраняется неустойчивость неофициальных групп, тогда как в массовой школе она существует только в младших классах. Кроме того, группам умственно от­сталых часто свойственны аморфность и ситуативность. Характерным является большое количество микрогрупп. В группах умственно отсталых встречаются дети, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Причем изоли­рованных учеников среди умственно отсталых примерно в 3-4 раза больше, чем среди нормально развивающихся. Ото явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неурав­новешенные в поведении дети с умственной отсталостью.

Наиболее высокое положение умственно отсталого ре­бенка в группе определяется общительностью, хорошим характером и успехами в учебе. Такие дети становятся лидерами в классе. Но нередко лидеры выделяются по слу­чайному признаку. Тяжело умственно отсталые дети име­ют серьезные затруднения в коммуникативной сфере. Час­то речь такого ребенка может полностью отсутствовать в се вербальной форме. В этом случае некоторые «неговоря­щие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественными жестами, графическими знаками, символами.

284

285

Развивать межличностные отношения у детей с тяжелой умственной отсталостью наиболее реально через вовлечений их в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая прв этом проявление активности в общении. Умственно отстав лые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они распни ряют свой социальный опыт, у них появляется чувство товари щества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нор- мально развивающимися детьми — это одна из ступеней с циальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии.