logo search
коррекционная педагогика стр

42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей

Незрелость личности умственно отсталого ребенка про- является в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психи­ ческий облик ребенка и обусловлены, в первую очередь спецификой развития его потребностей, мотивов и интел­ лекта.

280

Эмоции и чувства умственно отсталого ребенка недо­статочно дифференцированы. Его переживания прими­тивны, и практически отсутствуют тонкие оттенки пере­живаний. Чаще всего ему присущи крайние, полярные чувства: он испытывает только или удовольствие, или не­удовольствие. Таким образом, можно говорить об ограни­ченности диапазона переживаний умственно отсталых детей. С этим связаны частые затруднения понимания ми­мики и жестов, выразительных движений людей, изображе-н ий эмоций на картинках.

Наблюдается живость эмоций умственно отсталых де­тей (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко пе­реключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Их эмо­ции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость ин­теллектуальной регуляции чувств.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы явля­ются также раздражительность, повышенная возбуди­мость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того, у умственно отсталых детей часто бывают неадек­ватные, непропорциональные по своей динамике, воз­действиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тя­желые жизненные ситуации. Для них также свойственны резкие перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незна­чительному поводу. Для обеих групп характерна неадек­ватность реакции на те или иные воздействия, только у детей первой группы преобладает процесс возбуждения, у детей второй — процесс торможения.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств умственно отсталого ребенка, а также незрелость, примитивность его мотивационно-потребностной сферы приводит к более по­зднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нрав-

281

ственные чувства отличаются малой степенью осознание ти, часто существуют только на уровне знания»

К категории умственно отсталых, помимо олигофренов относятся дети с астеническими состояниями, психопате подобным поведением, грубым недоразвитием личности У них могут проявляться болезненные проявления чувств состояния раздражительной слабости, склонность к aф фектам, резкие вспышки раздражения. Предвестникам приближающегося обострения заболевания, на который необходимо обратить внимание, могут быть эпизодические расстройства настроения (дисфория), немотивированное повышенное настроение (эйфория), угнетенное состояний (апатия).

Коррекционно-воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфе- ре играет важную роль в развитии личности умственна отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации его в дальнейшем.