logo search
коррекционная педагогика стр

43. Формирование самооценки умственно отсталых детей

Самооценка — это оценка человеком самого себя, сво- их действий, отношений, достижений» Устойчивая само­оценка формируется под влиянием оценки со стороны ок­ружающих, а также собственной деятельности и собствен­ной оценки ее результатов.

Исследованием самооценки у умственно отсталых за- нимались Б.В. Зейгарпик, Б.С. Братусъ, СЛ. Рубинш- тейп и др. Все исследователи сходятся во мнении, что самооценка умственно отсталых детей носит неадекват ный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают ее регулятивная и мобилизующие функции, то есть функ- ции регулятора и стимулятора поведения и деятельности.

У умственно отсталого ребенка снижен уровень само­сознания, ему присуща некритичность при оценке соб ственных действий и поступков. В силу этого возникает

282

неумение адекватно оценить результаты работы, про-анализировать собственную деятельность. Умственно от­сталый ребенок в различных ситуациях выбора не в пол­ной мере производит учет и анализ изменяющихся об­стоятельств. Это говорит о недостаточной эффектив­ности функционирования оперативной самооценки. От­сюда — неполноценная ориентировка в каком-либо за­дании, деятельности. Перечисленные особенности отра­жаются на своеобразии развития самооценки у умствен­но отсталых.

Самооценка у умственно отсталых детей на разных эта­пах обучения во вспомогательной школе различна:

  1. в младшем школьном возрасте — заниженная или завышенная;

  2. в среднем — наиболее адекватная;

3) в старшем — преимущественно завышенная. Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается

незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить до­стигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и т. д.

Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте У умственно отсталых часто объясняется стремлением ком­пенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.

В зависимости от самооценки находится уровень при­тязаний. У умственно отсталых наблюдается нарушение уровня притязаний. Характер этих нарушений определя­ется характером дефекта. Так, у олигофренов с легкой степенью и уравновешенным протеканием процессов воз­буждения и торможения можно постепенно выработать адекватный в данной ситуации уровень притязаний. У оли­гофренов в степени имбецильности уровень притязаний практически не вырабатывается. У умственно отсталых детей с грубыми эмоциональными нарушениями также на­рушена какая бы то ни была зависимость между труд­ностью задания и уровнем притязания.

283

Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спла­нировать свою деятельность, предвидеть ее результаты.

Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки умственно отсталых принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания умственно отсталых детей, учи­теля и другие специалисты, работающие с ними, оказыва­ют направляющее воздействие на самооценку умственно отсталого ребенка.