logo search
коррекционная педагогика стр

41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность во­левой регуляции поведения умственно отсталых детей свя­зана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловлен­ных им вторичных осложнений.

Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Особенности волевых качеств умственно отсталых де­тей проявляются в том, что они:

  1. малоинициативны;

  2. не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;

  3. не в состоянии управлять волевыми действиями;

  4. не умеют действовать в соответствии с перспек­ тивными целями;

  5. не могут подчинить свое поведение определенной за­ даче, спланировать свои действия;

6) не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности. У умственно отсталых отсутствуют самостоятельность

и целеустремленность.

Умственно отсталые дети подвластны аффективным им­пульсам, непосредственным воздействиям ситуации, не склон­ны к самостоятельной переработке этих воздействий с пози­ции собственных убеждений и духовных потребностей.

Ввиду присущего умственно отсталым слабоволия они легко внушаемы. Им свойственны некритическое воспри­ятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания, предложе­ния или советы с собственными интересами и склонностя­ми. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься. Умственно отсталого легко подговорить сделать что-либо,

278

279

спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслы ханное упрямство даже тогда, когда им приводят разум ные доводы в пользу необходимости действовать в нужно» в данный момент направлении. Такие контрасты в прояв-лении воли являются результатом незрелости личностно сферы умственно отсталых детей.

Развитие воли у нормально развивающегося ребенка тесным образом соотносится с обогащением его мотиваци оннои и нравственной сферы. Недоразвитие духовных по требностей, бедность и неустойчивость потребностей и мо­тивов умственно отсталых детей существенно затрудняв развитие их волевых качеств.

Однако слабость воли у умственно отсталых обна- руживается не всегда и не во всем. С.Я. Рубинштейн ука- зывает на резкие контрасты в поведении, когда наряду с безынициативностью, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям проявляется и настойчивость, и целеустремленность. Слабость воли вые- тупает в тех случаях, когда они знают, как надо действо- вать, но не испытывают потребности в этом действии, а также в тех случаях, когда цель деятельности является отдаленной во времени.

Воспитание воли у детей без отклонений в развитии — сложный и длительный процесс. Воспитание воли у ум­ственно отсталых детей представляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их раз-вития.