logo search
TOiPT_Sytina

Сравнительный анализ современных моделей образования

Охарактеризованные модели образования обладают рядом достоинств и недостатков, по которым их можно объединить в отдельные группы. На наш взгляд, целесообразно особо выделить традиционную (формирующую) модель образования, рационалистическую же модель можно считать разновидностью традиционной.

Так, традиционная и рационалистическая модели не ставят в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для этих моделей образования характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания или способов обучения в готовом виде.

Поскольку различные разновидности гуманистической модели образования признают приоритет развития над обучением и имеют личностно-ориентированный характер, в качестве интегрированной модели можно выделить гуманистическую (личностно-ориентированную) модель образования.

Эти положения соответствуют мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, которые считают, что «в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании — формирующей (традиционной) и личностно-ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, раскрывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения» (табл. 2).

Сравнительная характеристика моделей образования

Сравниваемые показатели

Модель образования

Традиционная (формирующая)

Гуманистическая (личностно-ориентированная)

Цель

Формирование лично­сти с заранее заданны­ми свойствами

Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры

Роль ЗУНов

Цель обучения

Средство развития личности

Положение обучающегося

Объект процесса обучения

Субъект процесса обучения

Основные дидактические средства

Монолог, знания, умения, навыки

Диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познаватель­ная деятельность

Аксиологическая основа

Потребности общества и производства

Потребности и интересы личности

Роль учителя, преподавателя

Источник и контролер знаний

Координатор, консультант, по­мощник, организатор (менеджер)

Основные результаты

Уровень обученности и социализированное

Уровень личностного развития, учебная самостоятельность, само­определение и самореализация

Задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки:

1. Может ли прием быть методом и метод - приемом? При каких условиях такое возможно?

2. Дайте теоретическую оценку пригодности различных методов обучения для выполнения функций (не менее 10 методов):

3. Дайте теоретическую оценку пригодности различных методов обучения для выполнения функций (не менее 10 методов).

Метод

обучения

Функции

Обучаю-

щая

Разви-

вающая

Воспи-

тываю-

щая

Побуж-

дающая

Контро-

лирующая

Беседа

Рассказ и т.д

4. Сравните эффективность методов обучения для развития учащихся (тех же десяти методов):

Сферы развития ребенка

методы обучения

мышления

познава-

тельного

интереса

памяти

активности

Способ-

ности выражать свои мысли

Беседа

Рассказ и т.д.

5. Существуют ли универсальные методы обучения? Ответ обоснуйте.

6. Составьте свою классификацию методов обучения.

7. Составьте логико-смысловые модели по вопросам СРС