logo search
коррекционная педагогика стр

67. Задачи и содержание трудового обучения

Основной задачей коррекционной школы является под­готовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обу­словлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогиче­ского процесса можно говорить о достижении весьма се­рьезных положительных результатов. На развитие тру­довых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, од­нако непосредственное научение трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастер­ских, в процессе кружковой работы и во время произ­водственной практики. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения (коррекции) не­достатков, имеющихся у умственно отсталых детей в трудовой, а также познавательной деятельности. Срав­нительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены преж­де всего тем, что в решении трудовой задачи учащиеся

326

327

действуют в соответствии со своим желанием, а не толь­ко выполняют волю педагога. Тем же фактором в значи­тельной мере определяется эффективность как нравствен­ного и физического, так и эстетического воспитания школьников посредством трудового обучения. Характер­ные для олигофренического слабоумия особенности пси­хики препятствуют формированию прежде всего умствен­ных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается не столь совершен­ной, как у учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планирова­нии работы, в трудностях овладения необходимыми зна­ниями и сложными двигательными действиями, в осо­бенностях переноса трудового опыта. Однако путем специальной организации обучения общий уровень раз­вития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.

Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе ее общего уровня является специфической для вспомогательной школы. Рас­сматриваемая общая задача включает ряд частных задач, в решении которых непосредственным образом раскрыва­ется содержание трудового обучения. Таким образом, в содержание трудового обучения входит работа по коррек­ции и развитию отдельных сторон трудовой деятельности учащихся (интеллектуальных, двигательных процессов, работоспособности).

Решается также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекци-онную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, установление для учащихся общих правил, помогающих им правиль­но действовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных тре­бований.

Трудовое обучение во вспомогательной школе, также как и в массовой, решает задачи комплексного воспита­ния, формирования технических знаний и трудовых при­емов работы, развития профессиональных навыков и про­фориентации учащихся.