logo search
коррекционная педагогика стр

63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью

Воспитывающее значение контроля выражается в том, что он повышает ответственность за выполненную работу не только учащихся, но и самого учителя, приучает школь­ников к самостоятельному труду и аккуратности выполне­ния учебных заданий, формирует положительные нрав­ственные качества, коллективистское отношение к труду, создает здоровое общественное мнение.

Содержание контроля в учебной деятельности опре­деляется дидактическими задачами, спецификой учебного предмета, уровня подготовки и развития учащихся. Конт­роль нельзя ограничивать только проверкой знаний уча­щихся путем репродуктивного воспроизведения получен­ной школьниками от учителя и из учебников информа­ции. В процессе контроля должна осуществляться комп­лексная проверка всей учебной деятельности учащихся, динамики их общего развития, формирования общеучеб­ных и специальных умений и навыков, познавательных интересов, творческих способностей, положительных ка­честв личности. Содержание контроля и проверки знаний в специальном образовательном учреждении зависит от степени умственной отсталости учащихся.

Педагогика различает следующие виды контроля:

  1. текущий;

  2. периодический;

  3. итоговый.

Текущий контроль проводится учителем в основном на уроках в процессе систематического наблюдения за рабо­той класса и каждого ученика в отдельности. Такой про­верке сопутствует изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося и класса в целом, форма: опрос по вопросам, карточки, письменная работа. Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы и в конце учебно­го периода (четверти или полугодия) с учетом данных те-

320

кущего контроля. Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года и по окончании курса обуче­ния в неполной средней, средней общеобразовательной шко­ле. При этом учитываются результаты текущего и пе­риодического контроля.

Возможен также поурочный и тематический контроль, охватывающий проблематику ряда уроков.

По формам организации контроль может быть фрон­тальным, групповым, индивидуальным и комбинированным или уплотненным. Важное значение имеет самоконтроль и взаимоконтроль, который практикуется у учащихся с не­значительной умственной отсталостью. Характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов называют оценкой. Оценить — значит устано­вить уровень, степень или качество чего-нибудь. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощре­нием или порицанием должны служить слова и указания учителя в связи с выставлением оценки.

Оценки должны выставляться объективно. Опасен как либерализм — завышение оценок, так и чрезмерная стро­гость. Общие критерии при оценке знаний содержатся в программах, устанавливающих объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся по данно­му предмету в каждом данном классе. Нормативы оценок должны носить четкий характер, так как соотносятся с конкретными знаниями, умениями и навыками учащихся по предметам. При выставлении оценок за четверть боль­шую роль должно играть повседневное наблюдение учите­ля за учащимися.