logo search
коррекционная педагогика стр

64. Формирование способов усвоения

общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушением интеллекта

321

Одной из задач обучения детей с нарушением интеллекта является формирование опыта общественных отношений.

Полноценная социальная адаптация умственно отсталых невозможна без формирования системы их нравственно-нравового сознания и соответствующего социального пове­дения. Это осуществляется в процессе нравственного про­свещения и воспитания учащихся специального образова­тельного учреждения.

Согласно некоторым теориям существует неверное мне­ние, что умственно отсталые являются потенциальными преступниками и их необходимо изолировать от общества. Успешное окончание вспомогательных школ, благоприят­ное включение выпускников в трудовую жизнь общества, а также соблюдение ими культурно-этических норм соци­ального устоя свидетельствуют о сформировавшейся у них системе правильных отношений к окружающему. Такое социальное поведение выпускника вспомогательной шко­лы определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. Поэтому умственно от­сталых необходимо воспитывать, несмотря на все встречаю­щиеся трудности.

Для правильного выбора средств педагогического воз­действия и построения системы воспитания умственно от­сталых школьников педагогу необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления умственной отсталости. Только такое изучение детей по­зволит ему правильно понять истинные причины и моти­вы тех или иных поступков своих воспитанников и в соот­ветствии с этим предпринять эффективные педагогические меры* Важно, конечно, учитывать индивидуально-лично­стные особенности каждого ученика — его знание соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, близкие и отдаленные перспективы, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний» положение в коллективе сверстников, отно­шение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С уче­том этих данных педагог может уже индивидуально рабо­тать с учеником. Также при выборе воспитательных средств необходимо ориентироваться на возрастные особенности умственно отсталых школьников.

Основное значение методов воспитательной работы за­ключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, бесе­да, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источ­никами информации, диспут, анализ ситуаций соответству­ющего содержания^ ролевые игры, моделирующие правиль­ное поведение в различных ситуациях. Важными требова­ниями к этим методам являются следующие:

  1. доступность содержания предлагаемых сведений (кон­ кретность материала и использование наглядных средств);

  1. увлекательность, эмоциональность содержания и фор-

мы работы, использование элементов игры, соревно­вательности;

3) обеспечение интеллектуальной активности учащих­ ся. Методы направлены на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек соци­ ально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и меж­ личностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение (режим, личный пример пе­ дагогов).