logo search
коррекционная педагогика стр

62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении

Сочетание методов в коррекционном обучении и выбор вида обучения зависит от возможностей усвоения детьми учебного материала по основным предметам.

В специальном образовательном учреждении исполь­зуется объяснительно-иллюстративное обучение, а иногда и с элементами программированного и проблемного обуче­ния. Программированное обучение по форме представляет собой вид самостоятельной работы над специально пере­работанным учебным материалом в виде программирован­ного пособия. В связи с физиологическими особенностями учащихся выбирается определенный объем изучаемого ма­териала для данного вида обучения. При проблемном виде обучения учитель ставит перед учащимися учебную или практическую проблему, направляет их деятельность на решение проблемы, обобщает полученные учениками ре­зультаты, организует закрепление и применение знаний.

В ходе проблемного обучения учитель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. Изложение учебного материала при проблемном обучении осуществляется посредством проблемного рассказа, про­блемно построенной лекции, творческого проблемного за­дания, неожиданного вопроса, предложенного действия и др. При этом учитель по ходу изложения учебного мате­риала размышляет, доказывает, обобщает, систематизи­рует учебный материал, анализирует факты, тем самым воздействует на мышление учащихся, делая его более ак­тивным и творческим. В проблемном обучении широко используется и проблемно-поисковая, или эвристическая, беседа. В ходе ее перед учащимися ставится ряд логически

взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, учащие­ся должны высказывать какие-либо предположения и пы­таться доказать их справедливость, тем самым проявляя самостоятельность в усвоении знаний. Для учащихся с умственной отсталостью ряд таких вопросов должен быть небольшим.

Несколько иное назначение при проблемном виде обу­чения приобретают наглядные пособия. Они уже исполь­зуются не для облегчения запоминания, а для постанов­ки учебных задач и создания проблемных ситуаций для учащихся с менее выраженной умственной отсталостью, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они вы­полняют преимущественно самостоятельно, не испыты­вая при этом больших затруднений и используя имею­щийся опыт, им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия, но при выполнении достаточно сложных заданий им нужна по­мощь. Можно предложить проблемно-поисковые упраж­нения.

Проблемно-поисковые упражнения в этом виде обуче­ния применяются в том случае, когда ученики могут само­стоятельно выполнить конкретные виды умственных и практических действий, что в свою очередь способствует успешному постижению материала. Проблемный метод обучения применяется как для усвоения нового учебного материала, так и служит важным средством развития на­выков творческой учебно-познавательной деятельности.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и приме­нить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом.

318

319